Т.А.Борщевская
ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ
павильонная ролевая игра
Цели РИ
- усвоение законов Хаммурапи;
- усвоение культуры и обычаев эпохи Хам-
мурапи;
- усвоение социальной структуры общества
того времени;
Историческая обстановка
(что необходимо знать каждому школьнику)
Для успешного участия в РИ школьники должны знать культуру
и обычаи того времени, представлять социальную структуру об-
щества, уверенно пользоваться необходимым словарным запасом
(редум, томкар, онагры и т.д.), ориентироваться в метрической
и денежной системах, иметь представление о соотношениях цен.
Кроме этого, разумеется, школьники должны знать свои
"легенды" и собственно "Законы Хаммурапи".
На начало Игры "судебные дела" должны быть известны только
их непосредственным участникам. Это вносит в РИ элемент
неожиданности и повышает заинтересованность в изучении законов
(заранее не известно какие именно "статьи законов" могут
пригодиться).
Сценарий
Фабула Игры - суд.
Наместник Хаммурапи с советниками рассматривает дела и вер-
шит правосудие в силу своего разумения. "Дела" целесообразно
рассматривать по возрастающей сложности (так они и пронумеро-
ваны).
Если школьники не имеют большого опыта участия в РИ, то
желательно, чтобы все участники "Дела 1" были взрослые. Они
должы задать верную тональность обращения к шапер-матиму
(разговаривать с которым можно только стоя на коленях) и
показать пример отыгрывания ролей.
Действующие лица
Мастер, - он же бог, - кроме обычных мастерских функций вы-
полняет обязанности верховного божества, т.е. карает клятвоп-
реступников с вероятностью 2/3 (выкидывает на кубиках). Он мо-
жет объявить о параличе клятвопреступника и т.д.
Наместник + 4 советника (шк.);
Учитель + 4 Ученика (шк.);
Лугаль (начальник стражи) (шк.) + 1-2 воина;
Подсудимые.
Во время РИ Наместник спрашивает мнение у своих советников.
Он может прогнать незнающих Законы и наградить знающих.
Решение Наместник выносит на основании свидетельских пока-
заний. В сомнительных случаях он может просить поклясться Мар-
дуком.
Учитель в процессе "судебного заседания" (еще до вынесения
решения) спрашивает у Учеников, какими законами следует поль-
зоваться, прав ли истец и т.д. Он тоже может наказывать нера-
дивых и поощрять старательных.
Лугаль следит за порядком и в случае необходимости отдавать
соответствующие приказы воинам.
Если играющий плохо отыгрывает свою роль (не твердо помнит
свое имя, говорит какие-то непонятные слова - "килограмм",
"рубль" и т.д.) его можно объявить подозреваемым в шпионаже
или в том, что он беглый раб, со всеми вытекающими последстви-
ями.
Число Учеников и советников может быть уменьшенно, а коли-
чество свидетелей - увеличено.
Для более подготовленной аудитории возможен вариант, ког-
да школьники будут играть все роли, кроме, может быть, роли
Мастера.
ДЕЛО 1
Каменщик построил дом, который обвалился и завалил насмерть
жену хозяина дома.
Каменщик, безутешный вдовец, свидетель проишедшего.
ДЕЛО 2
По недосмотру некоего прорвалась плотина и загубила большую
финиковую рощу богатого авиллума. Несчастный не смог оплатить
ущерба и пошел в кабалу с целью отработки. Но за три года от-
работать не смог (слишком большой был ущерб). Его не отпуска-
ют, хотя по закону и должны.
Авиллум (шк.), кабальный (шк.).
ДЕЛО 3
У одного томкара (купца) случилась недостача. С целью пок-
рытия оной он послал своего раба украсть 4 мины серебра у дру-
гого томкара. Раба поймали на месте преступления. Пославший
утверждает, что раба он не посылал, а тот просто от него сбе-
жал.
2 томкара (шк.), раб.
ДЕЛО 4
Воину дали участок земли под Ларсой, куда он и поехал
вместе с семьей. По дороге на них напали кочевники. Воина уби-
ли, жену и двоих детей (2 и 3 года) захватили в плен с целью
продажи в рабство, что и было осуществлено.
Рабовладелец был из Вавилона и отвез покупку туда. По при-
бытии в родной город рабыня, сославшись на соответствующий за-
кон (свободный гражданин Вавилона, будучи проданным в рабство,
по возвращению в родной город становится свободным даже без
выкупа), попросилась на волю, но рабовладелец не захотел те-
рять полученных денег и не отпустил ее. Дабы рабыня не сбежа-
ла, ее сын был оставлен в городе, а она с дочерью была отосла-
на в загородное поместье, где она работала вышивальщицей бисе-
ром.
Когда рабовладелец умер, т.к. сын его еще не достиг совер-
шенолетия, на хозяйстве осталась жена, в чьи ноги рабыня и
бросилась, повторив свои историю и умоляя о свободе. Но новая
хозяйка тоже не захотела отпускать рабыню.
Так прошло 6 лет. Хозяйский сын, став совершеннолетним
вступил во воладение хозяйством, и через год перевел рабыне и
ее дочь работать в поле. Будучи людьми, не привыкшими к физи-
ческому труду, норму они не выполняли, за что их неоднократно
и пороли.
Считая себя свободным человеком, рабыня, в пору работы вы-
шивальщицей, брала себе (без ведома хозяев, разумеется) плату
за работу - по 5 ше ежедневно. Причем брала бисером. За 7 лет
работы у нее накопилось бисера на мину (0.5 кг серебра).
За соответствующую плату (полмины) землекоп согласился
признать, что рабыня - свободный человек (рабыня поклялась
Мардуком, что она и ее дети по закону должны быть свободными).
Следует отметить, что о своей версии относительно свободы ра-
быня новому хозяину не говорила - его крутой нрав был хорошо
известен всем домашним.
Еще за полмины землекоп согласился к назначенному времени
привести сына рабыни из городского дома себе домой (он был се-
зонным рабочим и вообще-то жил в городе). К этому сроку рабыня
собиралась сбежать вместе с дочерью. Но их поймали, послали за
мальчишкой, не нашли оного, быстро распросили, кинулись к зем-
лекопу домой, где кроме мальчишки нашли еще и бисер, подозри-
тельно напоминающий хозяйский.
Потащили всех в суд.
Претензии:
Рабовладелец: рабыня бисер украла и сбежать хотела (с деть-
ми), а землекоп - помогал;
Рабыня: 9 лет держали незаконно в рабстве, да еще и поро-
ли.
Землекоп: она мне Мардуком клялась, что свободная, я здесь
вообще не причем. А бисер она подарила.
Рабовладелец, рабыня, ее дети (2 шк.), землекоп, сви-
детели из ее общины (1 - 2 шк.).
- - - - -
Вся РИ проходит в одном помещении, которое целесообразно
оформить соответствующим образом.
Желательно также использование реквизита (глиняных дощечек
для писцов, оружие для воинов, бисер и "серебро" в качестве
вещественных доказательств и т.д.).
Все участники РИ должны быть одеты согласно эпохе и выбран-
ной роли.
Примерная продолжительность РИ - 2 - 3 часа. Следует обра-
тить внимание школьников, на то, что формальный проигрыш дела
не обязательно говорит о плохой игре. Главное для них - вести
себя соответственно выбранной роли и показать знание истори-
ческих реалий того времени.
Неопытным игрокам следует объяснить, что они не должны оби-
жаться на высокомерное презрительное обращение тех, кто выше
их по социальной лестнице - тогда это было естественно.
Эта РИ также дает возможность показать школьникам, что не
всегда самыми интересными являются роли более "знатные". Так,
роль рабыни из 4-го дела интереснее роли Лугаля.
Разбор РИ желательно провести в тот же день.
<<
Оглавление
>>
|
К оглавлению библиотеки На главную страницу |