А.И.Ермолаев, Л.Е.Смеркович ХОББИТСКИЕ ИГРИЩА И ВСЕСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР Начиная с 1989 года разрозненные и фактически не имеющие информации друг о друге группы, занимавшиеся ролевыми играми в различных городах нашей страны, объединили свои усилия. Красноярский Клуб любителей фантастики (КЛФ) "Вечные паруса" объявил, что он приступает к подготовке первой всесоюзной ро- левой игры (на манер уже давно имеющихся на Западе) по трило- гии Д.Р.Р.Толкиена "Властелин колец", и разослал в другие КЛФ по всей стране приглашения на это мероприятие. Именно в рядах Движения любителей фантастики РИ нашли своих первых массовых почитателей, многие известные активисты РИ и поныне состоят членами различных КЛФ. Дело, видимо, в том, что фантастика сама по себе учит вживаться в придуманные миры, как должное воспринимать весьма непривычную ситуацию. Да и Толкиена в КЛФ любили и почитали за прекрасного писателя, передавали друг другу машинописные и комьютерные копии 2-го и 3-го тома "Властелина колец" (они тогда еще не появились в русском переводе). В мае 1990 года уже работала специальная секция на "Аэли- те" - ежегодном празднике фантастики, проводимом в Свердловске (Екатеринбурге) редакцией журнала "Уральский следопыт", устра- ивались первые показательные бои, демонстрировались первые об- разцы игровых мечей и доспехов. Успех состоявшихся в августе 1990 года "Хоббитских игрищ" игр превзошел все ожидания, и воодушевленные участники (а игра дейстивительно получилась всесоюзной) сделали первую попытку объединиться в Движение, создали Tolkien-комитет и Games-коми- тет. Так или иначе, начиная с ХИ-90 ролевые игры перестали быть элитарным творчеством людей, знакомых с трудами Й.Хейзин- ги и Дж. Морено, а стали все шире распространяться по нашей, тогда еще не распавшейся на удельные княжества стране. В настоящее время в СНГ насчитывается более 100 клубов, занятых проведением ролевых игр, и число их возрастает после каждой всесоюзной игры (до сих пор участники называют ХИ всесоюзными, хотя правильнее называть их международными). В Казани еще в 1990 году при КЛФ была организована секция ролевых игр, которая через год преобразовалась в Центр Ролевых Игр (ЦРИ). К настоящему времени помимо тесно связанного с Ассоциацией фантастики ЦРИ "Моргенштерн" имеется еще и ЦРИ "Зазеркалье", а также ряд мелких компаний и отдельных любите- лей. Идея использовать ролевые игры в обучении возникла бук- вально с момента их возникновения - психодрама, из которой и берут свое начало РИ, была создана именно для выработки опре- деленных навыков у слаборазвитых людей, а позднее стала приме- няться для развития детей. Сейчас в различных городах нашей страны созданы и успешно работают клубы, ориентированные имен- но на работу с детьми. В качестве примера можем назвать московское обьединение "РИФ", уфимский Центр игрового модели- рования "Белая дорога", томский клуб "Эндор", новосибирский ЦРИ "Арда", санкт-петербургский КЛФ "Полгалактики" . В Казани ролевыми играми со школьниками занимается клуб "Моргенштерн" под руководством В. Хабарова (клуб "Зазеркалье" - направляет свои усилия в основном на развлекательные игры для взрослых). Хотя методы работы с детьми в различных группах не совпа- дают, все сходятся на том, что игровое обучение привлекает школьников больше, чем традиционное, и подчас дает более ка- чественные результаты, поскольку у детей появляется дополни- тельная мотивация к обучению. Мастера, работающие с детьми, отмечают, что поиграв пару лет, школьники становятся более коммуникабельными, не робеют в общении со взрослыми, и в целом ощущают себя более самостоятельными. Если еще два года назад существовала только одна всесоюз- ная игра, на которую считали своим долгом приехать все акти- висты РИ со всей страны - "Хоббитские игрища", то теперь в те- чение летнего сезона в разных городах проводится не менее десятка крупных и среднемасштабных игр. В 1994 году было проведено четыре крупных игры, примерно одинаковых по масштабу: "Хоббитские игрища" под Москвой; "Норд-кон" (историческая игра - русский Север, средневековье) под Котласом; "Осада Монсегюра" (игра по истории южной Франции ХIII в.) под Екатеринбургом; "МИФ" ("Миры Фэнтэзи" - по моти- вам фантастических произведений) в Сибири. В каждой из выше- названых РИ участвовали представители более, чем десятка горо- дов. Наиболее известной и престижной игрой до сих пор остаются "Хоббитские игрища", где активисты ролевого движения привыкли не только отдыхать, участвуя в увлекательном действе, но и об- мениваться новостями и опытом. Другим местом общения служат так называемые конвенты ("коны"), ежегодно проводимые в нескольких городах - Казани, Иванове, Котласе, Томске и т.д. В отличие от игр, конвенты больше напоминают научные конференции, чем театральные инсце- нировки. Впрочем, обязательным атрибутом конвентов являются турниры на игровом оружии, состязания менестрелей, балы, на которые можно попасть только в средневековом костюме. На сек- ционных заседаниях конвентов обсуждаются теоретические аспекты проведения игр, происходит обмен идеями и наработанным матери- алом, анонсируются игры следующего сезона. Работа сочетает в себе серьезность научного подхода к обсуждаемым проблемам и неформальность общения участников, большинство из которых зна- комы друг с другом по региональным и межрегиональным играм. На некоторых конвентах, например томском "Сибконе" и казанском "Зилантконе", проблемы детских ролевых игр выносятся на обсуж- дение отдельных секций, не говоря о том, что в кулуарах о детских играх спорят постоянно. Не имея официальных печатных органов, клубы ролевых игр издают информационные листки, фэнзины (любительские журналы), сборники стихов. Эти издания играют очень важную роль в инфор- мационном обмене между клубами и стали трибуной для обсуждения результатов прошедших игр и профессиональных проблем игротех- ники. В настоящее время самыми читаемыми и регулярно выходящи- ми являются фэнзины "Талисман" и "Фэн Гиль Дон", которые изда- ются в Москве усилиями, соответственно, Екатерины Дрибинской и Алексея Свиридова. Движение ролевых игр переживает очередной этап в своем развитии. Из самодеятельных групп клубы, накопившие практи- ческий опыт и способные подвести под свою деятельность теоре- тическую базу, превращаются в профессиональные объединения, активно участвующие в воспитании детей. Ролевые игры стано- вятся одним из реальных выходов из рутины теперешней внешколь- ной работы, поскольку создают условия для осознанного твор- чества ребенка наравне со взрослыми и являются действенным инструментом для формирования системы ценностей и накопления детьми жизненного опыта.<< Оглавление >>
К оглавлению библиотеки На главную страницу |