А.И.Ермолаев, Л.Е.Смеркович
     ХОББИТСКИЕ ИГРИЩА И ВСЕСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР

     Начиная с  1989 года разрозненные и фактически не имеющие
информации друг о друге группы, занимавшиеся ролевыми играми в
различных   городах  нашей  страны,  объединили  свои  усилия.
Красноярский Клуб любителей фантастики (КЛФ)  "Вечные  паруса"
объявил,  что он приступает к подготовке первой всесоюзной ро-
левой игры (на манер уже давно имеющихся на Западе) по  трило-
гии Д.Р.Р.Толкиена "Властелин колец",  и разослал в другие КЛФ
по всей стране приглашения на это мероприятие.
     Именно в  рядах  Движения  любителей  фантастики РИ нашли
своих первых массовых почитателей,  многие известные активисты
РИ  и поныне состоят членами различных КЛФ.  Дело,  видимо,  в
том,  что фантастика сама по себе учит вживаться в придуманные
миры, как должное воспринимать весьма непривычную ситуацию. Да
и Толкиена в КЛФ любили и почитали  за  прекрасного  писателя,
передавали  друг другу машинописные и комьютерные копии 2-го и
3-го тома "Властелина  колец" (они тогда еще  не  появились  в
русском переводе).
     В мае 1990 года уже работала специальная секция на "Аэли-
те" - ежегодном празднике фантастики, проводимом в Свердловске
(Екатеринбурге) редакцией журнала "Уральский следопыт", устра-
ивались первые показательные бои, демонстрировались первые об-
разцы игровых мечей и доспехов.
    Успех состоявшихся  в августе 1990 года "Хоббитских игрищ"
игр превзошел все ожидания, и воодушевленные участники (а игра
дейстивительно  получилась  всесоюзной) сделали первую попытку
объединиться в Движение, создали Tolkien-комитет и Games-коми-
тет.
     Так или иначе,  начиная с ХИ-90  ролевые  игры  перестали
быть элитарным творчеством людей, знакомых с трудами Й.Хейзин-
ги и Дж.  Морено,  а стали все шире распространяться по нашей,
тогда  еще  не  распавшейся  на  удельные княжества стране.  В
настоящее время в СНГ насчитывается более 100 клубов,  занятых
проведением  ролевых  игр,  и число их возрастает после каждой
всесоюзной игры (до сих пор участники называют ХИ всесоюзными,
хотя правильнее называть их международными).
     В Казани еще в 1990 году при КЛФ была организована секция
ролевых игр, которая через год преобразовалась в Центр Ролевых
Игр  (ЦРИ).  К  настоящему  времени  помимо тесно связанного с
Ассоциацией фантастики ЦРИ "Моргенштерн"  имеется  еще  и  ЦРИ
"Зазеркалье",  а также ряд мелких компаний и отдельных любите-
лей.
     Идея использовать  ролевые  игры в обучении возникла бук-
вально с момента их возникновения - психодрама,  из которой  и
берут свое начало РИ,  была создана именно для выработки опре-
деленных навыков у слаборазвитых людей, а позднее стала приме-
няться для  развития  детей.  Сейчас в различных городах нашей
страны созданы и успешно работают клубы, ориентированные имен-
но  на  работу  с  детьми.  В  качестве  примера можем назвать
московское обьединение "РИФ",  уфимский Центр игрового модели-
рования  "Белая дорога",  томский клуб "Эндор",  новосибирский
ЦРИ "Арда",  санкт-петербургский КЛФ "Полгалактики" . В Казани
ролевыми играми со школьниками занимается  клуб  "Моргенштерн"
под  руководством В.  Хабарова (клуб "Зазеркалье" - направляет
свои усилия в основном на развлекательные игры для взрослых).
    Хотя методы  работы с детьми в различных группах не совпа-
дают,  все сходятся на том,  что игровое  обучение  привлекает
школьников больше,  чем традиционное,  и подчас дает более ка-
чественные результаты,  поскольку у детей появляется  дополни-
тельная  мотивация к обучению.  Мастера,  работающие с детьми,
отмечают,  что поиграв пару лет,  школьники  становятся  более
коммуникабельными, не робеют в общении со взрослыми, и в целом
ощущают себя более самостоятельными.
     Если еще два года назад существовала только одна всесоюз-
ная игра,  на которую считали своим долгом приехать все  акти-
висты РИ со всей страны - "Хоббитские игрища", то теперь в те-
чение летнего сезона в  разных  городах  проводится  не  менее
десятка крупных и среднемасштабных игр.
     В 1994 году было проведено четыре крупных игры,  примерно
одинаковых  по  масштабу:  "Хоббитские  игрища"  под  Москвой;
"Норд-кон" (историческая игра - русский Север,  средневековье)
под Котласом; "Осада Монсегюра" (игра по истории южной Франции
ХIII в.) под Екатеринбургом;  "МИФ" ("Миры Фэнтэзи" - по моти-
вам фантастических  произведений) в Сибири.  В каждой из выше-
названых РИ участвовали представители более, чем десятка горо-
дов. Наиболее известной и престижной игрой до сих пор остаются
"Хоббитские игрища",  где активисты ролевого движения привыкли
не только отдыхать, участвуя в увлекательном действе, но и об-
мениваться новостями и опытом.
     Другим местом  общения  служат  так  называемые  конвенты
("коны"),  ежегодно проводимые в нескольких городах -  Казани,
Иванове,  Котласе,  Томске и т.д.  В отличие от игр,  конвенты
больше напоминают научные конференции,  чем театральные инсце-
нировки.  Впрочем,  обязательным  атрибутом конвентов являются
турниры на игровом оружии,  состязания менестрелей,  балы,  на
которые можно попасть только в средневековом костюме.  На сек-
ционных заседаниях конвентов обсуждаются теоретические аспекты
проведения игр, происходит обмен идеями и наработанным матери-
алом,  анонсируются игры следующего сезона.  Работа сочетает в
себе  серьезность  научного  подхода к обсуждаемым проблемам и
неформальность общения участников, большинство из которых зна-
комы друг с другом по региональным и межрегиональным играм. На
некоторых конвентах,  например томском "Сибконе"  и  казанском
"Зилантконе", проблемы детских ролевых игр выносятся на обсуж-
дение отдельных секций,  не говоря о том,  что  в  кулуарах  о
детских играх спорят постоянно.
     Не имея официальных печатных органов,  клубы ролевых  игр
издают информационные листки,  фэнзины (любительские журналы),
сборники стихов. Эти издания играют очень важную роль в инфор-
мационном обмене между клубами и стали трибуной для обсуждения
результатов  прошедших игр и профессиональных проблем игротех-
ники. В настоящее время самыми читаемыми и регулярно выходящи-
ми являются фэнзины "Талисман" и "Фэн Гиль Дон", которые изда-
ются в Москве усилиями, соответственно, Екатерины Дрибинской и
Алексея Свиридова.
    Движение ролевых игр переживает  очередной  этап  в  своем
развитии.  Из  самодеятельных групп клубы,  накопившие практи-
ческий опыт и способные подвести под свою деятельность  теоре-
тическую  базу,  превращаются  в профессиональные объединения,
активно участвующие в воспитании детей.  Ролевые  игры  стано-
вятся одним из реальных выходов из рутины теперешней внешколь-
ной работы,  поскольку создают условия для  осознанного  твор-
чества  ребенка  наравне  со  взрослыми и являются действенным
инструментом для формирования системы ценностей  и  накопления
детьми жизненного опыта.

<<   Оглавление   >>

К оглавлению библиотеки
На главную страницу
Hosted by uCoz