Лазарев Ю.Ю.
МАТЕРИАЛЫ К РОЛЕВЫМ ИГРАМ ПО ТЕМЕ "МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"
I. Цели и задачи учебной деятельности
Учебная тема, посвященная мифам древней Эллады,
обязательно присутствует в традиционных программах по истории,
литературе и экспериментальных курсах "Мировая художественная
культура" (МХК) и "История мировой культуры" (ИМК).
Подобное внимание объясняется тем, что без знания и понимания
античной мифологии невозможно воссоздать истоки современной
европейской культуры. Общеизвестно, что интерес к греческой
мифологии испытывают не только взрослые, но и дети. Развива-
ясь, человек проходит разные уровни становления сознания, в
том числе его мифологический, или мифологизирующий, уровень.
Очень жаль, что учебный анализ мифов редко выходит за рамки
основных сюжетов и персонажей. Подобное изучение не влечет за
собой осмысление мифа как способа восприятия и понимания мно-
гообразного и развивающегося мира человека и природы. Достиже-
ние подобной цели возможно в ходе подготовки и проведения ро-
левых игр (РИ).
С помощью РИ можно рещать следующие задачи.
1. Знакомство с текстами важнейших источников по античной
мифологии ("Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Теогония" Гесиода,
"Метаморфозы" Овидия и др.).
2. Закрепление и актуализация знаний учащимися основных
сюжетов, персонажей и их взаимоотношений.
3. Помощь в изучении и понимании античного искусства
(архитектуры, скульптуры, живописи).
4. Осознание специфической мифологической системы
миропонимания в плане ее гибкости и возможности саморазвития.
5. Осмысление исторического характера становления античных
мифов, получение представления об отличии и сходстве
античного мифа от восточных и христианских. Проследить
особое место Рока (Судьбы) в мифологической системе, который
влавствует не только над людьми, но и над богами.
В качестве примера подобной работы можно привести павиль-
онную РИ "Мифы Древней Греции", проведенную в начале марта
1995 года.
II. Деятельность по подготовке РИ.
Игра проводится среди учащихся 6-х, 8-х, 10-х классов. К
игре допускаются те ученики, которые успешно прошли тестиро-
вание на знание древнегреческой мифологии. Из 15 - 20 шестик-
ласников, в соответствии с их желанием, формируются две ко-
манды: "Путешественники во времени" и " Древнегреческие Ге-
рои". У команд разные цели.
Представители первой команды отыгрывают роли ученых из
НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт чародейства и вол-
шебства, см. А. и Б.Стругацкие, "Понедельник начинается в
субботу"), отправившихся в мир древнегреческий сказаний. Их
цель - выжить в "незнакомых" условиях и вернуться назад, соб-
рав материал по заданным научным темам.
Первоначальная цель "Аргонавтов" - доставка Золотого Руна
в Иолк, дабы Ясон мог занять престол. Каждый из героев имеет
собственную "легенду", божественных покровителей и недоброже-
лателей, а соответственно - индиивдуальные цель и задачи, ко-
торые могут не совпадать...
Обе команды действуют в одном мире, но характер их дейс-
твий зависит от их игровго сознания, менталитета. Экспедиция
ученых старается аккуратно и бережно познавать игровую дейс-
твительность, ничего не нарушая и никого не уничтожая; команда
"Арго" выполняет задачи не столько познавательно-информацион-
ные, сколько героические.
Чтобы играющие ученики поняли принципы своих действий, с
нмим проводилась теоретическая и практическая подготовка. Иг-
роки самостоятельно изучали мифы по списку рекомендованной ли-
тературы в соответствии с планом теоретической подготовки.
Практическая подготовка включала в себя систему ситуационных
настольных РИ, в ходе которых будущие игроки "попадали" в обс-
тоятельства, подобные тем, что возникают на павильонной игре.
В результате учащиеся должны были осознать, что в игровом мире
действуют иные законы и правила, нежели в повседневной жизни,
поэтому на игре нужно ощущать себя персонажами, для которых
мифологический мир является реальной действительностью.
Со всеми игроками (6-х, 8-х, 10-х классов) проводились
практические занятия по изучению одежды, обуви, вооружения
древних греков. Незадолго до павильонной игры все игроки озна-
комились со Сценарием, в который вошли Правила, характеристики
ведущих персонажей (естественно, информация для ограниченного
распространения была известна отдельным, заранее определенным
игрокам).
В качестве полигона использовались помещения первого и
второго этажа школы. В спортзале распологалось царство Аида
(оно же - Страна Мертвых); на первом этаже - море с островами
Самос, Наксос, Крит, Эгина, Эвбея и побережьями Лаконии, Фра-
кии, Фессалии; на втором этаже - континетальная Греция, куда
входили Элида с Олимпией, Аркадия, перешеек Истм с Коринфом,
Арголида, Аттика с Афинами и Элевсинами, Дельфы, Фессалия с
Додоной и Олимпом.
По замыслу мастеров в игре, кроме "ученых" и "героев",
участвовали двенадцать олимпийских богов, Тюхе, музы Апполона,
Арес, Дионис со свитой менад и сатиров, Пан, морские, речные,
горные, лесные нимфы, чудовища - Минотавр, Медуза Горгона,
Сфинкс, Цербер. Посредниками при командах шестиклассников были
взрослые ролевики, отыгрывавшие роли корабля "Арго" (посредник
при команде "героев") и информационного биоробота "Эйдос"
(посредник при команде "ученых"). Мастера вели игру в качестве
Тюхе, выражавшей волю Рока (Главный мастер), и олимпийских бо-
гов Зевса, Посейдона и Аида.
III. Ход игры, послеигровые мероприятия.
Команды "аргонавтов" и "ученых" путешествовали по островам
Эгейского моря и континентальной Греции, посещая города и
страны, принося жертвы богам-покровителям. Встречаясь с мифо-
логическими персонажами, игроки, не выходя из роли, должны бы-
ли решать свои задачи. Почти всех олимпийцев почтили гимнами,
жертвами и храмами, сыновья богов исполнили волю своих отцов и
покровителей, неудачники попали в Аид. Игра закончилась при-
суждением Афродите Яблока "Прекраснейшей", по совету "аргонав-
тов" и "ученых".
Во время обсуждения (анализа) РИ каждый из игроков оценил
свои и чужие действия как персонажей древнегреческих мифов,
объяснял свои мотивы и игровые задачи, требуя пояснения от
тех, кто по его мнению, не "вжился" в свой образ.
На ближайших уроках после РИ игроки-шестикласники на
"прессконференции" познакомили своих одноклассников с тем,
что, как и почему происходило на РИ, это позволило проверить и
оценить глубину знаний по разделу "Культура Древней Греции" у
всех учащихся этой параллели, так как все принимали активное
участие : одни задавали проблемные вопросы, а другие на них
отвечали.
ПРАВИЛА павильонной игры
"Путешествие в мир древнегреческих мифов"
1. Боевые правила.
1.1. Боги бессмертны (с точки зрения смертных).
1.2. Бездоспешный человек имеет один хит.( Хит - от
англ. "удар"; термин, обозначающий нанесение удара в иг-
ровом бою. Для поражения противника обычно требуется нес-
колько ударов, количество которых определяется характе-
ристикой роли и доспехами, надетыми в момент поединка или
боя - Прим. ред.).
Примитивный доспех +1 хит; качественно стилизованный под
древнегреческий доспех +2 хита. Шлем +1 хит. Знак Афродиты
(см. 4.2): красный + 1 хит, черный -1 хит.
1.2.1 Поражаемая зона - "футболка".
1.3. Вооружение. Лабрисы (топоры), короткие мечи, кинжалы,
копья - все снимает один хит за удар.
1.3.1. Артефакты - оружие богов - используются смертными
исключительно для борьбы с монстрами. Применение артефакта без
ведома законного владельца возможно, ПЗСС(последствия за свой
счет) ("Последствия за свой счет!" - распростра-
ненная на ролевых играх фраза. Регулярно используется мастера-
ми. Обозначает, как правило, мастерский произвол при наложении
наказаний, штрафных очков в ситуациях, не предусмотренных пра-
вилами - Прим. ред.).
1.4. Ранения. Человек, потерявший все хиты - тяжелораненый,
не может сражаться, передвигаться без посторонней помощи, один
здоровый может "перенести" одного раненого. Раненому необходи-
мо оказать медицинскую помощь в течение 15 минут, в противном
случае - смерть.
1.4.1. При поражении "все хиты + 1" - мгновенная смерть.
1.4.2. Лечение.
Олимпийские боги - возложением рук - мгновенно.
Асклепий и Медея лечат своими способами.
Иные способы лечения - мастерский произвол с подтверждением
сертификатами.
1.4.3. Умерший отправляется в царство Аида на 1 час.
1.5. Борьба с монстрами. Монстры поражаются обычным оружием,
поражаемая зона стандартная, количество хитов - мастерский
произвол с подтверждением сертификатом. Монстры гибнут исклю-
чительно в поединках.
1.5.1. Артефакты, поражающие монстров, действуют с одного
удара. Они могут быть испрошены у богов либо изготовлены в иг-
ре Гефестом. Артефакт, изготовленный Гефестом для смертного,
действует против одного, конкретного монстра, в остальных слу-
чаях - как обычное оружие (в т.ч. и против смертных).
1.5.2. Боевые характеристики монстров.
Медуза Горгона. Убивает, если сможет добиться, чтобы на нее
посмотрели.
Минотавр. Удар рукой - смерть, отбивает оружие руками.
Циклопы. Воюют дубинами, один удар - смерть.
Сфинкс. Пожирает неотгадавшего загадку, если отгаданы три за-
гадки одним персонажем - умирает от огорчения. (Отгадывающий
может советоваться с партнерами).
2. Животные.
2.1. Олень. 1 хит, рогами (руками) отбивает оружие, не сни-
мает хитов.
2.2. Вепрь. 2 хита, удар клыком -1хит, убить не может.
2.3. Медведь. 2 хита, обнял за плечи - тяжелое ранение. Не
убивает.
2.4. Баран. 1 хит. Блеет.
3. Экономика.
3.1. До развитых товарно-денежных отношений человечество еще
не доросло, из богов цену золоту понимают Посейдон, Гадес,
Гермес, сатиры. Существует натуральный обмен.
3.2. Обмениваться может любое игровое имущество: артефакты,
золото, оружие и т.д.
3.3. Богам требуются жертвы, принесенные по правилам. Жертва
не должна противоречить принципам и привычкам бога, жертва
приносится на алтаре при храме конкретного бога с обязательным
упоминанием имени бога, приносимой жертвы и назначения жерт-
воприношения. Исполнение при этом античных гимнов особо прият-
но богам, ими всячески поощряется.
3.4. За золото можно построить храм.
3.5. Подарки, как вещественное доказательство невещественных
отношений, принято дарить возлюбленным, что поощряется Афроди-
той.
4. Любовь.
4.1. Любовь возникает либо по желанию игрока, либо по произ-
волу Эроса, подтверждается попаданием стрелой.
4.2. Взаимность и счастливость или невзаимность и несчаст-
ность любви определяется Афродитой и подтверждается выдаванием
знака Афродиты, красного или черного соответственно. Неношение
знака на видном месте - ПЗСС.
ПЕРСОНАЖИ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ
Законы Рока, Космоса и Олимпа, которые поведала Тюхе
Выполнение своего долга и предназначения всеми существами -
обязательный закон Космоса, нарушающие его могут исчезнуть.
Невыполнение своих обязанностей (или выполнение чужих) может
стать основанием для изгнания с Олимпа.
Даже на богов распространяется всеобщий закон Космоса -
почтительность к родителям и старшим в роду приказывать и карать
за невыполнение своей воли, но они должны защищать своих детей и
подданных. Предательство и убийство родителей является тягчайшим
преступлением и проклятием, которое карается Эриниями и Тартаром.
Только в Оракуле можно узнать, как можно очиститься от этого
преступления.
При разделении Космоса царем Неба и Олимпа стал Зевс,
владыкой Подземного царства мертвых - Гадес, повелителем Моря -
Посейдон.
Олимпийских богов может быть только двенадцать, ос-
тальные бессмертные могут присутствовать на Совете олимпийцев
только по приглашению и права голоса не имеют. За нарушение клят-
вы Огнем Олимпа клятвопреступник изгоняется из Совета или заклю-
чается в Тартар.
Нерушимой является клятва священными водами Стикса (смертные
клятвопреступники - в Тартар бессрочно, бессмертные - погружаются
в длительное оцепенение).
Даже бессмертных, нарушающих порядок в Космосе, Зевс может
карать молниями, заключая в Тартар.
Выпрашивание, требование и вымогательство жертв и поклонения
себе недостойно Великих богов и единодушно осуждается на Олимпе.
Осквернение алтарей, храмов и священных рощ - тягчайшее
преступление.
Олимпийские боги
(Здесь приведены в качестве примера несколько характеристик ролей.
В рамке - информация для ограниченного пользования - Прим. ред.)
1. ЗЕВС царит на небе и на Олимпе, повелитель бессмертных и
охранитель государства, договоров и клятв, покровитель
гостеприимства, бедных и просящих и всех тех, кто не имеет иного
крова, кроме неба. Скипетр, орел и громовые стрелы (перуны),
которые Тучегонитель держит в руке, являются символами могущества
и неотразимой силы этого бога; всякий, кто вступал с ним в
борьбу, бог или простой смертный, был сражен этими стрелами.
После того, как мятежные олимпийцы вынуждены были поклясться
нерушимой клятвой, что не будут восставать против главенства Зев-
са, он спокойно правит бессмертными и смертными и следит, чтобы
все выполняли свой долг и обязанности, судит и примиряет
Зевс подозревает, что Гефест, Арес и Эрида не его дети, но
он уважает мастерство Гефеста, которому доверяет, но не любит
вздорных Ареса и Эриду. Его новый имидж справедливого бога
противоречит жестокому наказанию Прометея, и Зевс это понимает.
Зевс почти всегда рассудителен, дружелюбен и снисходителен, так
как уверен в своей силе.
2. ПОСЕЙДОН
3. ГАДЕС (АИД)
4. ГЕРА
5. ДЕМЕТРА
6. ГЕСТИЯ
7. АФИНА, дочь Зевса от Метиды (Размышление).
Богиня мудрости, домашнего рукоделия и справедливой войны.
Дала людям много полезных вещей - флейту, керамический горшок,
плуг, ярмо для волов, колесницу и корабль, многому научила -
счету, рукоделиям, оливководству. В мирное время оружие не носит,
при надобности берет его у Зевса. Афина славится добротой,
предпочитает решать споры и утверждать законы мирным путем.
Однако, вступив в бой она никогда не была побежденной, даже в
сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии.
Отвергая ухаживания поклонников, т.к. ей чужды женские
слабости, Афина неравнодушна к своей красоте, она всегда украшена
драгоценностями, наряд ее всегда раскошен; дочь своего отца, она
отличается серьезностью, умом и рассудительностью. Любимица
Зевса, его единомышленница Афина - олицетворение божественного
разума и благоразумия Зевса, покровительствует общественным
установлениям, защищает гражданские права.
По велению Зевса особо покровительствует его отпрыскам
(Гераклу, Диоскурам и т.д.), помогает аргонавтам.
Символы Афины - змея и сова, часто изображается в шлеме, с
копьем и щитом. Афина хочет уничтожить Горгону, которая ее
оскорбила, но обладает толькл оружием, убивающим Минотавра.
Ненавидит кровожадного Ареса и Эриду.
8. АФРОДИТА
9. АПОЛЛОН
10. АРТЕМИДА
11. ГЕФЕСТ
12. ГЕРМЕС
Бессмертные, не живущие на Олимпе
13. АРЕС, сын Геры, жестокий, кровожадный бог войны.
Отец Эрота. За скверный характер вместе с сестрой
Эридой ("Раздор", не путать с Иридой) был изгнан с Олимпа,
где ему запрещено появляться. Обитает во Фракии.
Представлялся прекрасно сложенным юношей с жестоким лицом,
чаще в доспехах и с мечом. Большой любитель вина, поэтому
добивается дружбы с Дионисом. К нему хорошо относятся Гера,
Афродита и Гадес.
Мечтает вернуться на Олимп, пытается исправиться, в чем
готов поклясться. Желает насолить врагам среди бессмертных
(Афине - в первую очередь), но понимает, что руки коротки, а
за "подвиги" можно и в Тартар угодить. Избегает Гефеста, ко-
торый заставляет платить за бесчестие Афродиты, поэтому ищет
шлем-невидимку. Взбешен наглостью аргонавтов, укравших из его
рощи Золотое Руно. Меч Ареса сразу убивает Медузу Горгону,
на всех остальных действует как обычное оружие.
14. ДИОНИС
15. САТИРЫ И НИМФЫ.
16. ПАН
17. СВИТА АПОЛЛОНА
Смертные
18. Аргонавты
19. Путешественники
20. Монстры.
<<
Оглавление
>>
|
К оглавлению библиотеки На главную страницу |