Лазарев Ю.Ю. МАТЕРИАЛЫ К РОЛЕВЫМ ИГРАМ ПО ТЕМЕ "МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ" I. Цели и задачи учебной деятельности Учебная тема, посвященная мифам древней Эллады, обязательно присутствует в традиционных программах по истории, литературе и экспериментальных курсах "Мировая художественная культура" (МХК) и "История мировой культуры" (ИМК). Подобное внимание объясняется тем, что без знания и понимания античной мифологии невозможно воссоздать истоки современной европейской культуры. Общеизвестно, что интерес к греческой мифологии испытывают не только взрослые, но и дети. Развива- ясь, человек проходит разные уровни становления сознания, в том числе его мифологический, или мифологизирующий, уровень. Очень жаль, что учебный анализ мифов редко выходит за рамки основных сюжетов и персонажей. Подобное изучение не влечет за собой осмысление мифа как способа восприятия и понимания мно- гообразного и развивающегося мира человека и природы. Достиже- ние подобной цели возможно в ходе подготовки и проведения ро- левых игр (РИ). С помощью РИ можно рещать следующие задачи. 1. Знакомство с текстами важнейших источников по античной мифологии ("Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Теогония" Гесиода, "Метаморфозы" Овидия и др.). 2. Закрепление и актуализация знаний учащимися основных сюжетов, персонажей и их взаимоотношений. 3. Помощь в изучении и понимании античного искусства (архитектуры, скульптуры, живописи). 4. Осознание специфической мифологической системы миропонимания в плане ее гибкости и возможности саморазвития. 5. Осмысление исторического характера становления античных мифов, получение представления об отличии и сходстве античного мифа от восточных и христианских. Проследить особое место Рока (Судьбы) в мифологической системе, который влавствует не только над людьми, но и над богами. В качестве примера подобной работы можно привести павиль- онную РИ "Мифы Древней Греции", проведенную в начале марта 1995 года. II. Деятельность по подготовке РИ. Игра проводится среди учащихся 6-х, 8-х, 10-х классов. К игре допускаются те ученики, которые успешно прошли тестиро- вание на знание древнегреческой мифологии. Из 15 - 20 шестик- ласников, в соответствии с их желанием, формируются две ко- манды: "Путешественники во времени" и " Древнегреческие Ге- рои". У команд разные цели. Представители первой команды отыгрывают роли ученых из НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт чародейства и вол- шебства, см. А. и Б.Стругацкие, "Понедельник начинается в субботу"), отправившихся в мир древнегреческий сказаний. Их цель - выжить в "незнакомых" условиях и вернуться назад, соб- рав материал по заданным научным темам. Первоначальная цель "Аргонавтов" - доставка Золотого Руна в Иолк, дабы Ясон мог занять престол. Каждый из героев имеет собственную "легенду", божественных покровителей и недоброже- лателей, а соответственно - индиивдуальные цель и задачи, ко- торые могут не совпадать... Обе команды действуют в одном мире, но характер их дейс- твий зависит от их игровго сознания, менталитета. Экспедиция ученых старается аккуратно и бережно познавать игровую дейс- твительность, ничего не нарушая и никого не уничтожая; команда "Арго" выполняет задачи не столько познавательно-информацион- ные, сколько героические. Чтобы играющие ученики поняли принципы своих действий, с нмим проводилась теоретическая и практическая подготовка. Иг- роки самостоятельно изучали мифы по списку рекомендованной ли- тературы в соответствии с планом теоретической подготовки. Практическая подготовка включала в себя систему ситуационных настольных РИ, в ходе которых будущие игроки "попадали" в обс- тоятельства, подобные тем, что возникают на павильонной игре. В результате учащиеся должны были осознать, что в игровом мире действуют иные законы и правила, нежели в повседневной жизни, поэтому на игре нужно ощущать себя персонажами, для которых мифологический мир является реальной действительностью. Со всеми игроками (6-х, 8-х, 10-х классов) проводились практические занятия по изучению одежды, обуви, вооружения древних греков. Незадолго до павильонной игры все игроки озна- комились со Сценарием, в который вошли Правила, характеристики ведущих персонажей (естественно, информация для ограниченного распространения была известна отдельным, заранее определенным игрокам). В качестве полигона использовались помещения первого и второго этажа школы. В спортзале распологалось царство Аида (оно же - Страна Мертвых); на первом этаже - море с островами Самос, Наксос, Крит, Эгина, Эвбея и побережьями Лаконии, Фра- кии, Фессалии; на втором этаже - континетальная Греция, куда входили Элида с Олимпией, Аркадия, перешеек Истм с Коринфом, Арголида, Аттика с Афинами и Элевсинами, Дельфы, Фессалия с Додоной и Олимпом. По замыслу мастеров в игре, кроме "ученых" и "героев", участвовали двенадцать олимпийских богов, Тюхе, музы Апполона, Арес, Дионис со свитой менад и сатиров, Пан, морские, речные, горные, лесные нимфы, чудовища - Минотавр, Медуза Горгона, Сфинкс, Цербер. Посредниками при командах шестиклассников были взрослые ролевики, отыгрывавшие роли корабля "Арго" (посредник при команде "героев") и информационного биоробота "Эйдос" (посредник при команде "ученых"). Мастера вели игру в качестве Тюхе, выражавшей волю Рока (Главный мастер), и олимпийских бо- гов Зевса, Посейдона и Аида. III. Ход игры, послеигровые мероприятия. Команды "аргонавтов" и "ученых" путешествовали по островам Эгейского моря и континентальной Греции, посещая города и страны, принося жертвы богам-покровителям. Встречаясь с мифо- логическими персонажами, игроки, не выходя из роли, должны бы- ли решать свои задачи. Почти всех олимпийцев почтили гимнами, жертвами и храмами, сыновья богов исполнили волю своих отцов и покровителей, неудачники попали в Аид. Игра закончилась при- суждением Афродите Яблока "Прекраснейшей", по совету "аргонав- тов" и "ученых". Во время обсуждения (анализа) РИ каждый из игроков оценил свои и чужие действия как персонажей древнегреческих мифов, объяснял свои мотивы и игровые задачи, требуя пояснения от тех, кто по его мнению, не "вжился" в свой образ. На ближайших уроках после РИ игроки-шестикласники на "прессконференции" познакомили своих одноклассников с тем, что, как и почему происходило на РИ, это позволило проверить и оценить глубину знаний по разделу "Культура Древней Греции" у всех учащихся этой параллели, так как все принимали активное участие : одни задавали проблемные вопросы, а другие на них отвечали. ПРАВИЛА павильонной игры "Путешествие в мир древнегреческих мифов" 1. Боевые правила. 1.1. Боги бессмертны (с точки зрения смертных). 1.2. Бездоспешный человек имеет один хит.( Хит - от англ. "удар"; термин, обозначающий нанесение удара в иг- ровом бою. Для поражения противника обычно требуется нес- колько ударов, количество которых определяется характе- ристикой роли и доспехами, надетыми в момент поединка или боя - Прим. ред.). Примитивный доспех +1 хит; качественно стилизованный под древнегреческий доспех +2 хита. Шлем +1 хит. Знак Афродиты (см. 4.2): красный + 1 хит, черный -1 хит. 1.2.1 Поражаемая зона - "футболка". 1.3. Вооружение. Лабрисы (топоры), короткие мечи, кинжалы, копья - все снимает один хит за удар. 1.3.1. Артефакты - оружие богов - используются смертными исключительно для борьбы с монстрами. Применение артефакта без ведома законного владельца возможно, ПЗСС(последствия за свой счет) ("Последствия за свой счет!" - распростра- ненная на ролевых играх фраза. Регулярно используется мастера- ми. Обозначает, как правило, мастерский произвол при наложении наказаний, штрафных очков в ситуациях, не предусмотренных пра- вилами - Прим. ред.). 1.4. Ранения. Человек, потерявший все хиты - тяжелораненый, не может сражаться, передвигаться без посторонней помощи, один здоровый может "перенести" одного раненого. Раненому необходи- мо оказать медицинскую помощь в течение 15 минут, в противном случае - смерть. 1.4.1. При поражении "все хиты + 1" - мгновенная смерть. 1.4.2. Лечение. Олимпийские боги - возложением рук - мгновенно. Асклепий и Медея лечат своими способами. Иные способы лечения - мастерский произвол с подтверждением сертификатами. 1.4.3. Умерший отправляется в царство Аида на 1 час. 1.5. Борьба с монстрами. Монстры поражаются обычным оружием, поражаемая зона стандартная, количество хитов - мастерский произвол с подтверждением сертификатом. Монстры гибнут исклю- чительно в поединках. 1.5.1. Артефакты, поражающие монстров, действуют с одного удара. Они могут быть испрошены у богов либо изготовлены в иг- ре Гефестом. Артефакт, изготовленный Гефестом для смертного, действует против одного, конкретного монстра, в остальных слу- чаях - как обычное оружие (в т.ч. и против смертных). 1.5.2. Боевые характеристики монстров. Медуза Горгона. Убивает, если сможет добиться, чтобы на нее посмотрели. Минотавр. Удар рукой - смерть, отбивает оружие руками. Циклопы. Воюют дубинами, один удар - смерть. Сфинкс. Пожирает неотгадавшего загадку, если отгаданы три за- гадки одним персонажем - умирает от огорчения. (Отгадывающий может советоваться с партнерами). 2. Животные. 2.1. Олень. 1 хит, рогами (руками) отбивает оружие, не сни- мает хитов. 2.2. Вепрь. 2 хита, удар клыком -1хит, убить не может. 2.3. Медведь. 2 хита, обнял за плечи - тяжелое ранение. Не убивает. 2.4. Баран. 1 хит. Блеет. 3. Экономика. 3.1. До развитых товарно-денежных отношений человечество еще не доросло, из богов цену золоту понимают Посейдон, Гадес, Гермес, сатиры. Существует натуральный обмен. 3.2. Обмениваться может любое игровое имущество: артефакты, золото, оружие и т.д. 3.3. Богам требуются жертвы, принесенные по правилам. Жертва не должна противоречить принципам и привычкам бога, жертва приносится на алтаре при храме конкретного бога с обязательным упоминанием имени бога, приносимой жертвы и назначения жерт- воприношения. Исполнение при этом античных гимнов особо прият- но богам, ими всячески поощряется. 3.4. За золото можно построить храм. 3.5. Подарки, как вещественное доказательство невещественных отношений, принято дарить возлюбленным, что поощряется Афроди- той. 4. Любовь. 4.1. Любовь возникает либо по желанию игрока, либо по произ- волу Эроса, подтверждается попаданием стрелой. 4.2. Взаимность и счастливость или невзаимность и несчаст- ность любви определяется Афродитой и подтверждается выдаванием знака Афродиты, красного или черного соответственно. Неношение знака на видном месте - ПЗСС. ПЕРСОНАЖИ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ Законы Рока, Космоса и Олимпа, которые поведала Тюхе Выполнение своего долга и предназначения всеми существами - обязательный закон Космоса, нарушающие его могут исчезнуть. Невыполнение своих обязанностей (или выполнение чужих) может стать основанием для изгнания с Олимпа. Даже на богов распространяется всеобщий закон Космоса - почтительность к родителям и старшим в роду приказывать и карать за невыполнение своей воли, но они должны защищать своих детей и подданных. Предательство и убийство родителей является тягчайшим преступлением и проклятием, которое карается Эриниями и Тартаром. Только в Оракуле можно узнать, как можно очиститься от этого преступления. При разделении Космоса царем Неба и Олимпа стал Зевс, владыкой Подземного царства мертвых - Гадес, повелителем Моря - Посейдон. Олимпийских богов может быть только двенадцать, ос- тальные бессмертные могут присутствовать на Совете олимпийцев только по приглашению и права голоса не имеют. За нарушение клят- вы Огнем Олимпа клятвопреступник изгоняется из Совета или заклю- чается в Тартар. Нерушимой является клятва священными водами Стикса (смертные клятвопреступники - в Тартар бессрочно, бессмертные - погружаются в длительное оцепенение). Даже бессмертных, нарушающих порядок в Космосе, Зевс может карать молниями, заключая в Тартар. Выпрашивание, требование и вымогательство жертв и поклонения себе недостойно Великих богов и единодушно осуждается на Олимпе. Осквернение алтарей, храмов и священных рощ - тягчайшее преступление. Олимпийские боги (Здесь приведены в качестве примера несколько характеристик ролей. В рамке - информация для ограниченного пользования - Прим. ред.) 1. ЗЕВС царит на небе и на Олимпе, повелитель бессмертных и охранитель государства, договоров и клятв, покровитель гостеприимства, бедных и просящих и всех тех, кто не имеет иного крова, кроме неба. Скипетр, орел и громовые стрелы (перуны), которые Тучегонитель держит в руке, являются символами могущества и неотразимой силы этого бога; всякий, кто вступал с ним в борьбу, бог или простой смертный, был сражен этими стрелами. После того, как мятежные олимпийцы вынуждены были поклясться нерушимой клятвой, что не будут восставать против главенства Зев- са, он спокойно правит бессмертными и смертными и следит, чтобы все выполняли свой долг и обязанности, судит и примиряет<< Оглавление >>
Зевс подозревает, что Гефест, Арес и Эрида не его дети, но он уважает мастерство Гефеста, которому доверяет, но не любит вздорных Ареса и Эриду. Его новый имидж справедливого бога противоречит жестокому наказанию Прометея, и Зевс это понимает. Зевс почти всегда рассудителен, дружелюбен и снисходителен, так как уверен в своей силе.
2. ПОСЕЙДОН 3. ГАДЕС (АИД) 4. ГЕРА 5. ДЕМЕТРА 6. ГЕСТИЯ 7. АФИНА, дочь Зевса от Метиды (Размышление). Богиня мудрости, домашнего рукоделия и справедливой войны. Дала людям много полезных вещей - флейту, керамический горшок, плуг, ярмо для волов, колесницу и корабль, многому научила - счету, рукоделиям, оливководству. В мирное время оружие не носит, при надобности берет его у Зевса. Афина славится добротой, предпочитает решать споры и утверждать законы мирным путем. Однако, вступив в бой она никогда не была побежденной, даже в сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии. Отвергая ухаживания поклонников, т.к. ей чужды женские слабости, Афина неравнодушна к своей красоте, она всегда украшена драгоценностями, наряд ее всегда раскошен; дочь своего отца, она отличается серьезностью, умом и рассудительностью. Любимица Зевса, его единомышленница Афина - олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса, покровительствует общественным установлениям, защищает гражданские права. По велению Зевса особо покровительствует его отпрыскам (Гераклу, Диоскурам и т.д.), помогает аргонавтам.
Символы Афины - змея и сова, часто изображается в шлеме, с копьем и щитом. Афина хочет уничтожить Горгону, которая ее оскорбила, но обладает толькл оружием, убивающим Минотавра. Ненавидит кровожадного Ареса и Эриду.
8. АФРОДИТА 9. АПОЛЛОН 10. АРТЕМИДА 11. ГЕФЕСТ 12. ГЕРМЕС Бессмертные, не живущие на Олимпе 13. АРЕС, сын Геры, жестокий, кровожадный бог войны. Отец Эрота. За скверный характер вместе с сестрой Эридой ("Раздор", не путать с Иридой) был изгнан с Олимпа, где ему запрещено появляться. Обитает во Фракии. Представлялся прекрасно сложенным юношей с жестоким лицом, чаще в доспехах и с мечом. Большой любитель вина, поэтому добивается дружбы с Дионисом. К нему хорошо относятся Гера, Афродита и Гадес.
Мечтает вернуться на Олимп, пытается исправиться, в чем готов поклясться. Желает насолить врагам среди бессмертных (Афине - в первую очередь), но понимает, что руки коротки, а за "подвиги" можно и в Тартар угодить. Избегает Гефеста, ко- торый заставляет платить за бесчестие Афродиты, поэтому ищет шлем-невидимку. Взбешен наглостью аргонавтов, укравших из его рощи Золотое Руно. Меч Ареса сразу убивает Медузу Горгону, на всех остальных действует как обычное оружие.
14. ДИОНИС 15. САТИРЫ И НИМФЫ. 16. ПАН 17. СВИТА АПОЛЛОНА Смертные 18. Аргонавты 19. Путешественники 20. Монстры.
К оглавлению библиотеки На главную страницу |