Лазарев Ю.Ю.
   МАТЕРИАЛЫ К РОЛЕВЫМ ИГРАМ ПО ТЕМЕ "МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"

   I. Цели и задачи учебной деятельности

   Учебная  тема,  посвященная   мифам    древней    Эллады,
обязательно присутствует в традиционных программах по  истории,
литературе и экспериментальных курсах "Мировая художественная
культура"  (МХК)  и  "История  мировой   культуры"    (ИМК).
Подобное внимание объясняется тем,  что без знания и понимания
античной мифологии невозможно  воссоздать  истоки  современной
европейской  культуры.  Общеизвестно,  что интерес к греческой
мифологии испытывают не только взрослые,  но и дети.  Развива-
ясь,  человек  проходит разные уровни становления сознания,  в
том числе его мифологический,  или мифологизирующий,  уровень.
Очень жаль,  что  учебный  анализ мифов редко выходит за рамки
основных сюжетов и персонажей.  Подобное изучение не влечет за
собой  осмысление мифа как способа восприятия и понимания мно-
гообразного и развивающегося мира человека и природы. Достиже-
ние  подобной цели возможно в ходе подготовки и проведения ро-
левых игр (РИ).
   С помощью РИ можно рещать следующие задачи.
  1. Знакомство с текстами важнейших  источников  по  античной
мифологии  ("Илиада"  и "Одиссея" Гомера, "Теогония"  Гесиода,
"Метаморфозы" Овидия и др.).
  2. Закрепление  и  актуализация  знаний  учащимися  основных
сюжетов, персонажей и их взаимоотношений.
  3. Помощь  в  изучении  и   понимании античного    искусства
(архитектуры, скульптуры, живописи).
  4. Осознание    специфической    мифологической      системы
миропонимания в плане ее гибкости и возможности саморазвития.
  5. Осмысление исторического характера  становления  античных
мифов,  получение   представления   об  отличии  и    сходстве
античного  мифа  от  восточных  и   христианских.   Проследить
особое  место Рока (Судьбы) в мифологической системе,  который
влавствует не только над людьми, но и над богами.
     В качестве примера подобной работы можно привести павиль-
онную РИ  "Мифы  Древней  Греции",  проведенную в начале марта
1995 года.

    II. Деятельность по подготовке РИ.

    Игра проводится среди учащихся 6-х,  8-х, 10-х классов. К
игре  допускаются те ученики, которые успешно прошли тестиро-
вание на знание древнегреческой мифологии. Из 15 - 20 шестик-
ласников,  в соответствии с их желанием,  формируются две ко-
манды:  "Путешественники  во времени" и " Древнегреческие Ге-
рои". У команд разные цели.
    Представители  первой  команды  отыгрывают роли ученых из 
НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт чародейства и вол-
шебства,  см.  А.  и Б.Стругацкие,  "Понедельник начинается в 
субботу"),  отправившихся в мир древнегреческий сказаний.  Их
цель - выжить в "незнакомых" условиях и вернуться назад,  соб-
рав материал по заданным научным темам.
    Первоначальная цель "Аргонавтов" - доставка Золотого  Руна
в Иолк,  дабы Ясон мог занять престол.  Каждый из героев имеет
собственную "легенду",  божественных покровителей и недоброже-
лателей,  а соответственно - индиивдуальные цель и задачи, ко-
торые могут не совпадать...
    Обе команды  действуют в одном мире,  но характер их дейс-
твий зависит от их игровго сознания,  менталитета.  Экспедиция
ученых  старается  аккуратно и бережно познавать игровую дейс-
твительность, ничего не нарушая и никого не уничтожая; команда
"Арго"  выполняет задачи не столько познавательно-информацион-
ные, сколько героические.
    Чтобы играющие  ученики поняли принципы своих действий,  с
нмим проводилась теоретическая и практическая подготовка.  Иг-
роки самостоятельно изучали мифы по списку рекомендованной ли-
тературы в соответствии  с  планом  теоретической  подготовки.
Практическая  подготовка  включала в себя систему ситуационных
настольных РИ, в ходе которых будущие игроки "попадали" в обс-
тоятельства,  подобные тем, что возникают на павильонной игре.
В результате учащиеся должны были осознать, что в игровом мире
действуют иные законы и правила,  нежели в повседневной жизни,
поэтому на игре нужно ощущать себя  персонажами,  для  которых
мифологический мир является реальной действительностью.
    Со всеми игроками (6-х,  8-х,  10-х  классов)  проводились
практические  занятия  по изучению одежды,  обуви,  вооружения
древних греков. Незадолго до павильонной игры все игроки озна-
комились со Сценарием, в который вошли Правила, характеристики
ведущих персонажей (естественно,  информация для ограниченного
распространения была известна отдельным,  заранее определенным
игрокам).
    В качестве  полигона  использовались  помещения  первого и
второго этажа школы.  В спортзале распологалось  царство  Аида
(оно же - Страна Мертвых);  на первом этаже - море с островами
Самос,  Наксос, Крит, Эгина, Эвбея и побережьями Лаконии, Фра-
кии,  Фессалии;  на втором этаже - континетальная Греция, куда
входили Элида с Олимпией,  Аркадия,  перешеек Истм с Коринфом,
Арголида,  Аттика с Афинами и Элевсинами,  Дельфы,  Фессалия с
Додоной и Олимпом.
    По замыслу  мастеров  в  игре,  кроме "ученых" и "героев",
участвовали двенадцать олимпийских богов, Тюхе, музы Апполона,
Арес,  Дионис со свитой менад и сатиров, Пан, морские, речные,
горные,  лесные нимфы,  чудовища - Минотавр,  Медуза  Горгона,
Сфинкс, Цербер. Посредниками при командах шестиклассников были
взрослые ролевики, отыгрывавшие роли корабля "Арго" (посредник
при  команде  "героев")  и  информационного  биоробота "Эйдос"
(посредник при команде "ученых"). Мастера вели игру в качестве
Тюхе, выражавшей волю Рока (Главный мастер), и олимпийских бо-
гов Зевса, Посейдона и Аида.

  III. Ход игры, послеигровые мероприятия.

    Команды "аргонавтов" и "ученых" путешествовали по островам
Эгейского  моря  и  континентальной  Греции,  посещая города и
страны,  принося жертвы богам-покровителям. Встречаясь с мифо-
логическими персонажами, игроки, не выходя из роли, должны бы-
ли решать свои задачи.  Почти всех олимпийцев почтили гимнами,
жертвами и храмами, сыновья богов исполнили волю своих отцов и
покровителей,  неудачники попали в Аид.  Игра закончилась при-
суждением Афродите Яблока "Прекраснейшей", по совету "аргонав-
тов" и "ученых".
    Во время  обсуждения (анализа) РИ каждый из игроков оценил
свои и чужие действия как  персонажей  древнегреческих  мифов,
объяснял  свои  мотивы  и игровые задачи,  требуя пояснения от
тех, кто по его мнению, не "вжился" в свой образ.
    На ближайших   уроках  после  РИ  игроки-шестикласники  на
"прессконференции" познакомили  своих  одноклассников  с  тем,
что, как и почему происходило на РИ, это позволило проверить и
оценить глубину знаний по разделу "Культура Древней Греции"  у
всех  учащихся этой параллели,  так как все принимали активное
участие :  одни задавали проблемные вопросы,  а другие на  них
отвечали.


    ПРАВИЛА павильонной игры 
   "Путешествие в мир древнегреческих мифов"  

  1. Боевые правила.
  1.1. Боги бессмертны (с точки зрения смертных).
  1.2. Бездоспешный человек имеет один хит.( Хит  -  от
     англ.  "удар"; термин, обозначающий нанесение удара в иг-
     ровом бою. Для поражения противника обычно требуется нес-
     колько  ударов,  количество которых определяется характе-
     ристикой роли и доспехами, надетыми в момент поединка или
     боя - Прим. ред.).
  Примитивный доспех  +1  хит;  качественно  стилизованный под
древнегреческий доспех +2 хита.  Шлем +1  хит.  Знак  Афродиты
(см. 4.2): красный + 1 хит, черный -1 хит.
  1.2.1 Поражаемая зона - "футболка".
  1.3. Вооружение.  Лабрисы (топоры),  короткие мечи, кинжалы,
копья - все снимает один хит за удар.
  1.3.1. Артефакты - оружие  богов  -  используются  смертными
исключительно для борьбы с монстрами. Применение артефакта без
ведома законного владельца возможно,  ПЗСС(последствия за свой
счет)        ("Последствия за свой счет!"        - распростра-
ненная на ролевых играх фраза. Регулярно используется мастера-
ми. Обозначает, как правило, мастерский произвол при наложении
наказаний, штрафных очков в ситуациях, не предусмотренных пра-
вилами - Прим. ред.).
  1.4. Ранения.  Человек, потерявший все хиты - тяжелораненый,
не может сражаться, передвигаться без посторонней помощи, один
здоровый может "перенести" одного раненого. Раненому необходи-
мо оказать медицинскую помощь в течение 15 минут,  в противном
случае - смерть.
  1.4.1. При поражении "все  хиты  +  1"  -  мгновенная  смерть.
  1.4.2. Лечение.
Олимпийские боги - возложением рук - мгновенно.
Асклепий и Медея лечат своими способами.
Иные способы лечения - мастерский  произвол  с  подтверждением
сертификатами.
  1.4.3. Умерший отправляется в царство Аида на 1 час.
  1.5. Борьба с монстрами. Монстры поражаются обычным оружием,
поражаемая  зона  стандартная,  количество  хитов - мастерский
произвол с подтверждением сертификатом.  Монстры гибнут исклю-
чительно в поединках.
  1.5.1. Артефакты,  поражающие монстров,  действуют с  одного
удара. Они могут быть испрошены у богов либо изготовлены в иг-
ре Гефестом.  Артефакт,  изготовленный Гефестом для смертного,
действует против одного, конкретного монстра, в остальных слу-
чаях - как обычное оружие (в т.ч. и против смертных).
  1.5.2.  Боевые характеристики монстров.
Медуза Горгона.  Убивает,  если сможет добиться,  чтобы на нее
посмотрели.
Минотавр. Удар рукой - смерть,  отбивает оружие руками.
Циклопы. Воюют дубинами, один удар - смерть.
Сфинкс. Пожирает неотгадавшего загадку,  если отгаданы три за-
гадки  одним персонажем - умирает от огорчения.  (Отгадывающий
может советоваться с партнерами).
  2. Животные.
  2.1. Олень.  1 хит, рогами (руками) отбивает оружие, не сни-
мает хитов.
  2.2. Вепрь. 2 хита, удар клыком -1хит, убить не может.
  2.3. Медведь.  2 хита,  обнял за плечи - тяжелое ранение. Не
убивает.
  2.4. Баран. 1 хит. Блеет.
  3. Экономика.
  3.1. До развитых товарно-денежных отношений человечество еще
не  доросло,  из  богов цену золоту понимают Посейдон,  Гадес,
Гермес, сатиры. Существует натуральный обмен.
  3.2. Обмениваться может любое игровое имущество:  артефакты,
золото, оружие и т.д.
  3.3. Богам требуются жертвы, принесенные по правилам. Жертва
не должна противоречить принципам  и  привычкам  бога,  жертва
приносится на алтаре при храме конкретного бога с обязательным
упоминанием имени бога,  приносимой жертвы и назначения  жерт-
воприношения. Исполнение при этом античных гимнов особо прият-
но богам,  ими всячески поощряется.
  3.4. За золото можно построить храм.
  3.5. Подарки, как вещественное доказательство невещественных
отношений, принято дарить возлюбленным, что поощряется Афроди-
той.
  4. Любовь.
  4.1. Любовь возникает либо по желанию игрока, либо по произ-
волу Эроса, подтверждается попаданием стрелой.
  4.2. Взаимность и счастливость или невзаимность  и  несчаст-
ность любви определяется Афродитой и подтверждается выдаванием
знака Афродиты, красного или черного соответственно. Неношение
знака на видном месте - ПЗСС.



   ПЕРСОНАЖИ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ 

   Законы Рока, Космоса и Олимпа, которые поведала Тюхе

     Выполнение своего долга и предназначения всеми существами  -
обязательный  закон  Космоса,  нарушающие  его  могут  исчезнуть.
Невыполнение своих  обязанностей  (или  выполнение  чужих)  может
стать основанием для изгнания с Олимпа.
     Даже на богов  распространяется  всеобщий  закон  Космоса  -
почтительность к родителям и старшим в роду приказывать и  карать
за невыполнение своей воли, но они должны защищать своих детей  и
подданных. Предательство и убийство родителей является  тягчайшим
преступлением и проклятием, которое карается Эриниями и Тартаром.
Только в Оракуле можно узнать,  как  можно  очиститься  от  этого
преступления.
     При разделении  Космоса  царем  Неба  и  Олимпа  стал  Зевс,
владыкой Подземного царства мертвых - Гадес, повелителем  Моря  -
Посейдон.
     Олимпийских богов  может  быть  только      двенадцать,  ос-
тальные бессмертные могут  присутствовать  на  Совете  олимпийцев
только по приглашению и права голоса не имеют. За нарушение клят-
вы Огнем Олимпа клятвопреступник изгоняется из Совета или  заклю-
чается в Тартар.
     Нерушимой является клятва священными водами Стикса (смертные
клятвопреступники - в Тартар бессрочно, бессмертные - погружаются
в длительное оцепенение).
     Даже бессмертных, нарушающих порядок в Космосе,  Зевс  может
карать молниями, заключая в Тартар.
     Выпрашивание, требование и вымогательство жертв и поклонения
себе недостойно Великих богов и единодушно осуждается на  Олимпе.
Осквернение  алтарей,  храмов  и  священных  рощ   -    тягчайшее
преступление.

   Олимпийские боги
(Здесь приведены в качестве примера несколько характеристик ролей. 
В рамке -  информация для ограниченного пользования - Прим. ред.)

     1. ЗЕВС царит на небе и на Олимпе, повелитель бессмертных  и
охранитель  государства,  договоров    и    клятв,    покровитель
гостеприимства, бедных и просящих и всех тех, кто не имеет  иного
крова, кроме неба. Скипетр,  орел  и  громовые  стрелы  (перуны),
которые Тучегонитель держит в руке, являются символами могущества
и неотразимой силы этого  бога;  всякий,  кто  вступал  с  ним  в
борьбу, бог или простой смертный, был сражен этими стрелами.
     После того, как мятежные олимпийцы вынуждены были поклясться
нерушимой клятвой, что не будут восставать против главенства Зев-
са, он спокойно правит бессмертными и смертными и  следит,  чтобы
все выполняли свой долг и обязанности, судит и примиряет

Зевс подозревает, что Гефест, Арес и Эрида не его дети, но он уважает мастерство Гефеста, которому доверяет, но не любит вздорных Ареса и Эриду. Его новый имидж справедливого бога противоречит жестокому наказанию Прометея, и Зевс это понимает. Зевс почти всегда рассудителен, дружелюбен и снисходителен, так как уверен в своей силе.
2. ПОСЕЙДОН 3. ГАДЕС (АИД) 4. ГЕРА 5. ДЕМЕТРА 6. ГЕСТИЯ 7. АФИНА, дочь Зевса от Метиды (Размышление). Богиня мудрости, домашнего рукоделия и справедливой войны. Дала людям много полезных вещей - флейту, керамический горшок, плуг, ярмо для волов, колесницу и корабль, многому научила - счету, рукоделиям, оливководству. В мирное время оружие не носит, при надобности берет его у Зевса. Афина славится добротой, предпочитает решать споры и утверждать законы мирным путем. Однако, вступив в бой она никогда не была побежденной, даже в сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии. Отвергая ухаживания поклонников, т.к. ей чужды женские слабости, Афина неравнодушна к своей красоте, она всегда украшена драгоценностями, наряд ее всегда раскошен; дочь своего отца, она отличается серьезностью, умом и рассудительностью. Любимица Зевса, его единомышленница Афина - олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса, покровительствует общественным установлениям, защищает гражданские права. По велению Зевса особо покровительствует его отпрыскам (Гераклу, Диоскурам и т.д.), помогает аргонавтам.
Символы Афины - змея и сова, часто изображается в шлеме, с копьем и щитом. Афина хочет уничтожить Горгону, которая ее оскорбила, но обладает толькл оружием, убивающим Минотавра. Ненавидит кровожадного Ареса и Эриду.
8. АФРОДИТА 9. АПОЛЛОН 10. АРТЕМИДА 11. ГЕФЕСТ 12. ГЕРМЕС Бессмертные, не живущие на Олимпе 13. АРЕС, сын Геры, жестокий, кровожадный бог войны. Отец Эрота. За скверный характер вместе с сестрой Эридой ("Раздор", не путать с Иридой) был изгнан с Олимпа, где ему запрещено появляться. Обитает во Фракии. Представлялся прекрасно сложенным юношей с жестоким лицом, чаще в доспехах и с мечом. Большой любитель вина, поэтому добивается дружбы с Дионисом. К нему хорошо относятся Гера, Афродита и Гадес.
Мечтает вернуться на Олимп, пытается исправиться, в чем готов поклясться. Желает насолить врагам среди бессмертных (Афине - в первую очередь), но понимает, что руки коротки, а за "подвиги" можно и в Тартар угодить. Избегает Гефеста, ко- торый заставляет платить за бесчестие Афродиты, поэтому ищет шлем-невидимку. Взбешен наглостью аргонавтов, укравших из его рощи Золотое Руно. Меч Ареса сразу убивает Медузу Горгону, на всех остальных действует как обычное оружие.
14. ДИОНИС 15. САТИРЫ И НИМФЫ. 16. ПАН 17. СВИТА АПОЛЛОНА Смертные 18. Аргонавты 19. Путешественники 20. Монстры.
<<   Оглавление   >>

К оглавлению библиотеки
На главную страницу
Hosted by uCoz