Т.А.Борщевская
   ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ
   павильонная ролевая игра

                     Цели РИ
                     - усвоение законов Хаммурапи;
                     - усвоение культуры и обычаев эпохи  Хам-
                       мурапи;
                     - усвоение социальной структуры  общества
                       того времени;

   Историческая обстановка
   (что необходимо знать каждому школьнику)

   Для успешного  участия в РИ школьники должны знать культуру
и обычаи того времени,  представлять социальную структуру  об-
щества,  уверенно  пользоваться  необходимым словарным запасом
(редум,  томкар, онагры и т.д.), ориентироваться в метрической
и денежной системах, иметь представление о соотношениях цен.
   Кроме этого,  разумеется,  школьники  должны  знать   свои
"легенды" и собственно "Законы Хаммурапи".
   На начало Игры "судебные дела" должны быть известны  только
их  непосредственным  участникам.  Это  вносит  в  РИ  элемент
неожиданности и повышает заинтересованность в изучении законов
(заранее  не  известно  какие  именно  "статьи  законов" могут
пригодиться).

   Сценарий

   Фабула Игры  -  суд.
   Наместник Хаммурапи с советниками рассматривает дела и вер-
шит правосудие в силу своего разумения.  "Дела"  целесообразно
рассматривать  по возрастающей сложности (так они и пронумеро-
ваны).
   Если школьники не имеют большого опыта  участия  в  РИ,  то
желательно,  чтобы  все участники "Дела 1" были взрослые.  Они
должы  задать  верную  тональность  обращения  к  шапер-матиму
(разговаривать  с  которым  можно  только  стоя  на коленях) и
показать пример отыгрывания ролей.

   Действующие лица

   Мастер, - он же бог, - кроме обычных мастерских функций вы-
полняет обязанности верховного божества,  т.е. карает клятвоп-
реступников с вероятностью 2/3 (выкидывает на кубиках). Он мо-
жет объявить о параличе клятвопреступника и т.д.
   Наместник + 4 советника (шк.);
   Учитель  +  4  Ученика (шк.);
   Лугаль (начальник стражи) (шк.)  +  1-2  воина;
   Подсудимые.

   Во время РИ Наместник спрашивает мнение у своих советников.
Он может прогнать незнающих Законы и наградить знающих.
   Решение Наместник  выносит на основании свидетельских пока-
заний. В сомнительных случаях он может просить поклясться Мар-
дуком.
   Учитель в процессе "судебного заседания" (еще до  вынесения
решения) спрашивает у Учеников,  какими законами следует поль-
зоваться,  прав ли истец и т.д. Он тоже может наказывать нера-
дивых и поощрять старательных.
   Лугаль следит за порядком и в случае необходимости отдавать
соответствующие приказы воинам.
   Если играющий плохо отыгрывает свою роль (не твердо  помнит
свое  имя,  говорит  какие-то  непонятные слова - "килограмм",
"рубль" и т.д.) его можно объявить  подозреваемым  в  шпионаже
или в том, что он беглый раб, со всеми вытекающими последстви-
ями.
   Число Учеников и советников может быть уменьшенно,  а коли-
чество свидетелей - увеличено.

     Для более подготовленной аудитории возможен вариант, ког-
да школьники будут играть все роли,  кроме,  может быть,  роли
Мастера.

   ДЕЛО 1

   Каменщик построил дом, который обвалился и завалил насмерть
жену хозяина дома.

   Каменщик, безутешный вдовец, свидетель проишедшего.

   ДЕЛО 2

   По недосмотру некоего прорвалась плотина и загубила большую
финиковую рощу богатого авиллума.  Несчастный не смог оплатить
ущерба и пошел в кабалу с целью отработки.  Но за три года от-
работать не смог (слишком большой был ущерб).  Его не отпуска-
ют, хотя по закону и должны.

    Авиллум (шк.), кабальный (шк.).

   ДЕЛО 3

   У одного томкара (купца) случилась недостача.  С целью пок-
рытия оной он послал своего раба украсть 4 мины серебра у дру-
гого томкара.  Раба поймали на месте  преступления.  Пославший
утверждает,  что раба он не посылал, а тот просто от него сбе-
жал.

    2 томкара (шк.), раб.

  ДЕЛО 4

   Воину дали  участок  земли  под  Ларсой,  куда  он и поехал
вместе с семьей. По дороге на них напали кочевники. Воина уби-
ли,  жену  и двоих детей (2 и 3 года) захватили в плен с целью
продажи в рабство, что и было осуществлено.
   Рабовладелец был из Вавилона и отвез покупку туда.  По при-
бытии в родной город рабыня, сославшись на соответствующий за-
кон (свободный гражданин Вавилона, будучи проданным в рабство,
по возвращению в родной город становится  свободным  даже  без
выкупа),  попросилась на волю,  но рабовладелец не захотел те-
рять полученных денег и не отпустил ее.  Дабы рабыня не сбежа-
ла, ее сын был оставлен в городе, а она с дочерью была отосла-
на в загородное поместье, где она работала вышивальщицей бисе-
ром.
   Когда рабовладелец умер,  т.к. сын его еще не достиг совер-
шенолетия,  на  хозяйстве  осталась жена,  в чьи ноги рабыня и
бросилась,  повторив свои историю и умоляя о свободе. Но новая
хозяйка тоже не захотела отпускать рабыню.
   Так прошло 6  лет.  Хозяйский  сын,  став  совершеннолетним
вступил во воладение хозяйством,  и через год перевел рабыне и
ее дочь работать в поле.  Будучи людьми, не привыкшими к физи-
ческому труду,  норму они не выполняли, за что их неоднократно
и пороли.
   Считая себя свободным человеком,  рабыня, в пору работы вы-
шивальщицей,  брала себе (без ведома хозяев, разумеется) плату
за работу - по 5 ше ежедневно.  Причем брала бисером. За 7 лет
работы у нее накопилось бисера на мину (0.5 кг серебра).
   За соответствующую   плату  (полмины)  землекоп  согласился
признать,  что рабыня - свободный  человек  (рабыня  поклялась
Мардуком, что она и ее дети по закону должны быть свободными).
Следует отметить,  что о своей версии относительно свободы ра-
быня  новому  хозяину не говорила - его крутой нрав был хорошо
известен всем домашним.
   Еще за  полмины  землекоп согласился к назначенному времени
привести сына рабыни из городского дома себе домой (он был се-
зонным рабочим и вообще-то жил в городе). К этому сроку рабыня
собиралась сбежать вместе с дочерью. Но их поймали, послали за
мальчишкой, не нашли оного, быстро распросили, кинулись к зем-
лекопу домой,  где кроме мальчишки нашли еще и бисер, подозри-
тельно напоминающий хозяйский.
   Потащили всех в суд.

   Претензии:
   Рабовладелец: рабыня бисер украла и сбежать хотела (с деть-
ми), а землекоп - помогал;
   Рабыня: 9 лет держали незаконно в рабстве,  да еще и поро-
ли.
   Землекоп: она мне Мардуком клялась, что свободная, я здесь
вообще не причем. А бисер она подарила.

   Рабовладелец, рабыня, ее дети (2 шк.), землекоп, сви-
детели из ее общины (1 - 2  шк.).
                     - - - - -

   Вся РИ проходит в одном  помещении,  которое  целесообразно
оформить соответствующим образом.
   Желательно также использование реквизита (глиняных  дощечек
для  писцов,  оружие для воинов,  бисер и "серебро" в качестве
вещественных доказательств и т.д.).
   Все участники РИ должны быть одеты согласно эпохе и выбран-
ной роли.
   Примерная продолжительность РИ - 2 - 3 часа.  Следует обра-
тить внимание школьников,  на то, что формальный проигрыш дела
не обязательно говорит о плохой игре.  Главное для них - вести
себя соответственно выбранной роли и показать  знание  истори-
ческих реалий того времени.
   Неопытным игрокам следует объяснить, что они не должны оби-
жаться  на высокомерное презрительное обращение тех,  кто выше
их по социальной лестнице - тогда это было естественно.
   Эта РИ  также дает возможность показать школьникам,  что не
всегда самыми интересными являются роли более "знатные".  Так,
роль рабыни из 4-го дела интереснее роли Лугаля.

   Разбор РИ желательно провести в тот же день.

<<   Оглавление   >>

К оглавлению библиотеки
На главную страницу
Hosted by uCoz