Т.А.Борщевская ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ павильонная ролевая игра Цели РИ - усвоение законов Хаммурапи; - усвоение культуры и обычаев эпохи Хам- мурапи; - усвоение социальной структуры общества того времени; Историческая обстановка (что необходимо знать каждому школьнику) Для успешного участия в РИ школьники должны знать культуру и обычаи того времени, представлять социальную структуру об- щества, уверенно пользоваться необходимым словарным запасом (редум, томкар, онагры и т.д.), ориентироваться в метрической и денежной системах, иметь представление о соотношениях цен. Кроме этого, разумеется, школьники должны знать свои "легенды" и собственно "Законы Хаммурапи". На начало Игры "судебные дела" должны быть известны только их непосредственным участникам. Это вносит в РИ элемент неожиданности и повышает заинтересованность в изучении законов (заранее не известно какие именно "статьи законов" могут пригодиться). Сценарий Фабула Игры - суд. Наместник Хаммурапи с советниками рассматривает дела и вер- шит правосудие в силу своего разумения. "Дела" целесообразно рассматривать по возрастающей сложности (так они и пронумеро- ваны). Если школьники не имеют большого опыта участия в РИ, то желательно, чтобы все участники "Дела 1" были взрослые. Они должы задать верную тональность обращения к шапер-матиму (разговаривать с которым можно только стоя на коленях) и показать пример отыгрывания ролей. Действующие лица Мастер, - он же бог, - кроме обычных мастерских функций вы- полняет обязанности верховного божества, т.е. карает клятвоп- реступников с вероятностью 2/3 (выкидывает на кубиках). Он мо- жет объявить о параличе клятвопреступника и т.д. Наместник + 4 советника (шк.); Учитель + 4 Ученика (шк.); Лугаль (начальник стражи) (шк.) + 1-2 воина; Подсудимые. Во время РИ Наместник спрашивает мнение у своих советников. Он может прогнать незнающих Законы и наградить знающих. Решение Наместник выносит на основании свидетельских пока- заний. В сомнительных случаях он может просить поклясться Мар- дуком. Учитель в процессе "судебного заседания" (еще до вынесения решения) спрашивает у Учеников, какими законами следует поль- зоваться, прав ли истец и т.д. Он тоже может наказывать нера- дивых и поощрять старательных. Лугаль следит за порядком и в случае необходимости отдавать соответствующие приказы воинам. Если играющий плохо отыгрывает свою роль (не твердо помнит свое имя, говорит какие-то непонятные слова - "килограмм", "рубль" и т.д.) его можно объявить подозреваемым в шпионаже или в том, что он беглый раб, со всеми вытекающими последстви- ями. Число Учеников и советников может быть уменьшенно, а коли- чество свидетелей - увеличено. Для более подготовленной аудитории возможен вариант, ког- да школьники будут играть все роли, кроме, может быть, роли Мастера. ДЕЛО 1 Каменщик построил дом, который обвалился и завалил насмерть жену хозяина дома. Каменщик, безутешный вдовец, свидетель проишедшего. ДЕЛО 2 По недосмотру некоего прорвалась плотина и загубила большую финиковую рощу богатого авиллума. Несчастный не смог оплатить ущерба и пошел в кабалу с целью отработки. Но за три года от- работать не смог (слишком большой был ущерб). Его не отпуска- ют, хотя по закону и должны. Авиллум (шк.), кабальный (шк.). ДЕЛО 3 У одного томкара (купца) случилась недостача. С целью пок- рытия оной он послал своего раба украсть 4 мины серебра у дру- гого томкара. Раба поймали на месте преступления. Пославший утверждает, что раба он не посылал, а тот просто от него сбе- жал. 2 томкара (шк.), раб. ДЕЛО 4 Воину дали участок земли под Ларсой, куда он и поехал вместе с семьей. По дороге на них напали кочевники. Воина уби- ли, жену и двоих детей (2 и 3 года) захватили в плен с целью продажи в рабство, что и было осуществлено. Рабовладелец был из Вавилона и отвез покупку туда. По при- бытии в родной город рабыня, сославшись на соответствующий за- кон (свободный гражданин Вавилона, будучи проданным в рабство, по возвращению в родной город становится свободным даже без выкупа), попросилась на волю, но рабовладелец не захотел те- рять полученных денег и не отпустил ее. Дабы рабыня не сбежа- ла, ее сын был оставлен в городе, а она с дочерью была отосла- на в загородное поместье, где она работала вышивальщицей бисе- ром. Когда рабовладелец умер, т.к. сын его еще не достиг совер- шенолетия, на хозяйстве осталась жена, в чьи ноги рабыня и бросилась, повторив свои историю и умоляя о свободе. Но новая хозяйка тоже не захотела отпускать рабыню. Так прошло 6 лет. Хозяйский сын, став совершеннолетним вступил во воладение хозяйством, и через год перевел рабыне и ее дочь работать в поле. Будучи людьми, не привыкшими к физи- ческому труду, норму они не выполняли, за что их неоднократно и пороли. Считая себя свободным человеком, рабыня, в пору работы вы- шивальщицей, брала себе (без ведома хозяев, разумеется) плату за работу - по 5 ше ежедневно. Причем брала бисером. За 7 лет работы у нее накопилось бисера на мину (0.5 кг серебра). За соответствующую плату (полмины) землекоп согласился признать, что рабыня - свободный человек (рабыня поклялась Мардуком, что она и ее дети по закону должны быть свободными). Следует отметить, что о своей версии относительно свободы ра- быня новому хозяину не говорила - его крутой нрав был хорошо известен всем домашним. Еще за полмины землекоп согласился к назначенному времени привести сына рабыни из городского дома себе домой (он был се- зонным рабочим и вообще-то жил в городе). К этому сроку рабыня собиралась сбежать вместе с дочерью. Но их поймали, послали за мальчишкой, не нашли оного, быстро распросили, кинулись к зем- лекопу домой, где кроме мальчишки нашли еще и бисер, подозри- тельно напоминающий хозяйский. Потащили всех в суд. Претензии: Рабовладелец: рабыня бисер украла и сбежать хотела (с деть- ми), а землекоп - помогал; Рабыня: 9 лет держали незаконно в рабстве, да еще и поро- ли. Землекоп: она мне Мардуком клялась, что свободная, я здесь вообще не причем. А бисер она подарила. Рабовладелец, рабыня, ее дети (2 шк.), землекоп, сви- детели из ее общины (1 - 2 шк.). - - - - - Вся РИ проходит в одном помещении, которое целесообразно оформить соответствующим образом. Желательно также использование реквизита (глиняных дощечек для писцов, оружие для воинов, бисер и "серебро" в качестве вещественных доказательств и т.д.). Все участники РИ должны быть одеты согласно эпохе и выбран- ной роли. Примерная продолжительность РИ - 2 - 3 часа. Следует обра- тить внимание школьников, на то, что формальный проигрыш дела не обязательно говорит о плохой игре. Главное для них - вести себя соответственно выбранной роли и показать знание истори- ческих реалий того времени. Неопытным игрокам следует объяснить, что они не должны оби- жаться на высокомерное презрительное обращение тех, кто выше их по социальной лестнице - тогда это было естественно. Эта РИ также дает возможность показать школьникам, что не всегда самыми интересными являются роли более "знатные". Так, роль рабыни из 4-го дела интереснее роли Лугаля. Разбор РИ желательно провести в тот же день.<< Оглавление >>
К оглавлению библиотеки На главную страницу |