А.И.Ермолаев, Л.Е.Смеркович
ХОББИТСКИЕ ИГРИЩА И ВСЕСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР
Начиная с 1989 года разрозненные и фактически не имеющие
информации друг о друге группы, занимавшиеся ролевыми играми в
различных городах нашей страны, объединили свои усилия.
Красноярский Клуб любителей фантастики (КЛФ) "Вечные паруса"
объявил, что он приступает к подготовке первой всесоюзной ро-
левой игры (на манер уже давно имеющихся на Западе) по трило-
гии Д.Р.Р.Толкиена "Властелин колец", и разослал в другие КЛФ
по всей стране приглашения на это мероприятие.
Именно в рядах Движения любителей фантастики РИ нашли
своих первых массовых почитателей, многие известные активисты
РИ и поныне состоят членами различных КЛФ. Дело, видимо, в
том, что фантастика сама по себе учит вживаться в придуманные
миры, как должное воспринимать весьма непривычную ситуацию. Да
и Толкиена в КЛФ любили и почитали за прекрасного писателя,
передавали друг другу машинописные и комьютерные копии 2-го и
3-го тома "Властелина колец" (они тогда еще не появились в
русском переводе).
В мае 1990 года уже работала специальная секция на "Аэли-
те" - ежегодном празднике фантастики, проводимом в Свердловске
(Екатеринбурге) редакцией журнала "Уральский следопыт", устра-
ивались первые показательные бои, демонстрировались первые об-
разцы игровых мечей и доспехов.
Успех состоявшихся в августе 1990 года "Хоббитских игрищ"
игр превзошел все ожидания, и воодушевленные участники (а игра
дейстивительно получилась всесоюзной) сделали первую попытку
объединиться в Движение, создали Tolkien-комитет и Games-коми-
тет.
Так или иначе, начиная с ХИ-90 ролевые игры перестали
быть элитарным творчеством людей, знакомых с трудами Й.Хейзин-
ги и Дж. Морено, а стали все шире распространяться по нашей,
тогда еще не распавшейся на удельные княжества стране. В
настоящее время в СНГ насчитывается более 100 клубов, занятых
проведением ролевых игр, и число их возрастает после каждой
всесоюзной игры (до сих пор участники называют ХИ всесоюзными,
хотя правильнее называть их международными).
В Казани еще в 1990 году при КЛФ была организована секция
ролевых игр, которая через год преобразовалась в Центр Ролевых
Игр (ЦРИ). К настоящему времени помимо тесно связанного с
Ассоциацией фантастики ЦРИ "Моргенштерн" имеется еще и ЦРИ
"Зазеркалье", а также ряд мелких компаний и отдельных любите-
лей.
Идея использовать ролевые игры в обучении возникла бук-
вально с момента их возникновения - психодрама, из которой и
берут свое начало РИ, была создана именно для выработки опре-
деленных навыков у слаборазвитых людей, а позднее стала приме-
няться для развития детей. Сейчас в различных городах нашей
страны созданы и успешно работают клубы, ориентированные имен-
но на работу с детьми. В качестве примера можем назвать
московское обьединение "РИФ", уфимский Центр игрового модели-
рования "Белая дорога", томский клуб "Эндор", новосибирский
ЦРИ "Арда", санкт-петербургский КЛФ "Полгалактики" . В Казани
ролевыми играми со школьниками занимается клуб "Моргенштерн"
под руководством В. Хабарова (клуб "Зазеркалье" - направляет
свои усилия в основном на развлекательные игры для взрослых).
Хотя методы работы с детьми в различных группах не совпа-
дают, все сходятся на том, что игровое обучение привлекает
школьников больше, чем традиционное, и подчас дает более ка-
чественные результаты, поскольку у детей появляется дополни-
тельная мотивация к обучению. Мастера, работающие с детьми,
отмечают, что поиграв пару лет, школьники становятся более
коммуникабельными, не робеют в общении со взрослыми, и в целом
ощущают себя более самостоятельными.
Если еще два года назад существовала только одна всесоюз-
ная игра, на которую считали своим долгом приехать все акти-
висты РИ со всей страны - "Хоббитские игрища", то теперь в те-
чение летнего сезона в разных городах проводится не менее
десятка крупных и среднемасштабных игр.
В 1994 году было проведено четыре крупных игры, примерно
одинаковых по масштабу: "Хоббитские игрища" под Москвой;
"Норд-кон" (историческая игра - русский Север, средневековье)
под Котласом; "Осада Монсегюра" (игра по истории южной Франции
ХIII в.) под Екатеринбургом; "МИФ" ("Миры Фэнтэзи" - по моти-
вам фантастических произведений) в Сибири. В каждой из выше-
названых РИ участвовали представители более, чем десятка горо-
дов. Наиболее известной и престижной игрой до сих пор остаются
"Хоббитские игрища", где активисты ролевого движения привыкли
не только отдыхать, участвуя в увлекательном действе, но и об-
мениваться новостями и опытом.
Другим местом общения служат так называемые конвенты
("коны"), ежегодно проводимые в нескольких городах - Казани,
Иванове, Котласе, Томске и т.д. В отличие от игр, конвенты
больше напоминают научные конференции, чем театральные инсце-
нировки. Впрочем, обязательным атрибутом конвентов являются
турниры на игровом оружии, состязания менестрелей, балы, на
которые можно попасть только в средневековом костюме. На сек-
ционных заседаниях конвентов обсуждаются теоретические аспекты
проведения игр, происходит обмен идеями и наработанным матери-
алом, анонсируются игры следующего сезона. Работа сочетает в
себе серьезность научного подхода к обсуждаемым проблемам и
неформальность общения участников, большинство из которых зна-
комы друг с другом по региональным и межрегиональным играм. На
некоторых конвентах, например томском "Сибконе" и казанском
"Зилантконе", проблемы детских ролевых игр выносятся на обсуж-
дение отдельных секций, не говоря о том, что в кулуарах о
детских играх спорят постоянно.
Не имея официальных печатных органов, клубы ролевых игр
издают информационные листки, фэнзины (любительские журналы),
сборники стихов. Эти издания играют очень важную роль в инфор-
мационном обмене между клубами и стали трибуной для обсуждения
результатов прошедших игр и профессиональных проблем игротех-
ники. В настоящее время самыми читаемыми и регулярно выходящи-
ми являются фэнзины "Талисман" и "Фэн Гиль Дон", которые изда-
ются в Москве усилиями, соответственно, Екатерины Дрибинской и
Алексея Свиридова.
Движение ролевых игр переживает очередной этап в своем
развитии. Из самодеятельных групп клубы, накопившие практи-
ческий опыт и способные подвести под свою деятельность теоре-
тическую базу, превращаются в профессиональные объединения,
активно участвующие в воспитании детей. Ролевые игры стано-
вятся одним из реальных выходов из рутины теперешней внешколь-
ной работы, поскольку создают условия для осознанного твор-
чества ребенка наравне со взрослыми и являются действенным
инструментом для формирования системы ценностей и накопления
детьми жизненного опыта.
<<
Оглавление
>>
|
К оглавлению библиотеки На главную страницу |