Л.Е.Смеркович, Б.Ю.Фетисов, Д.Г.Шайкин
   ОСОБЕННОСТИ НАСТОЛЬНЫХ РОЛЕВЫХ  ИГР  И  ИХ  ПРИМЕНЕНИЕ  ПРИ
   ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

   Настольные ролевые игры (далее - НРИ) не требуют от органи-
заторов больших материальных затрат,  вроде  подготовки рекви-
зита  и  полигона,  а  также специальной физической подготовки
участников (например,  занятий по фехтованию), но тем не менее
позволяют добиваться качественного погружения участников в мо-
делируемую реальность.
   Для НРИ  чаще всего используются карта местности,  где про-
исходят игровые события,  карточки с персонажами  и  игральные
кубики. Карта необходима для того, чтобы участники представля-
ли местонахождение персонажей и могли спланировать  дальнейшие
действия.  Не всегда возможно изготовить карточки со всеми не-
обходимыми героями - мастер сам порой не  знает,  как  развер-
нутся события и кого придется вводить в игру,  но какое-то ко-
личество готовых персонажей никогда  не  мешает.  Лучше,  если
кроме характеристик героев карточки будут содержать и их порт-
реты.
   Правила НРИ обычно приходится дорабатывать для каждой конк-
ретной игры, но в них традиционно входят:
   а) правила оформления игроков, т.е. каким количеством куби-
ков определяется та или иная характеристика и что она означает
(например,  сумма чисел,  выпавших на трех кубиках,  дает силу
игрока;  если он набрал силу три - может сражаться только кин-
жалом,  если 18 - выбирает любое оружие и дерется им более эф-
фективно, чем человек с меньшей силой). Возможный набор харак-
теристик: сила, ловкость, сложение, воля, количество жизненных
сил или очков риска,  которые тратятся в бою, количество денег
на  начало игры.  Иногда мастер сам задает эти характеристики,
например, когда речь идет о конкретном историческом лице;
   б) список предметов,  которые можно купить, с указанием це-
ны;
   в) правила,  регламентирующие  права  и  обязанности  игро-
ков и персонажей,  например, необходимость регулярно питаться,
чтобы не умереть от голода; сюда же входят правила боя, систе-
ма экономических отношений и т.д.
     Системы боев,  политики и экономики,  используемые в НРИ,
очень  разнообразны.
     Если коротко изложить суть партии НРИ, то получается сле-
дующее.  Мастер задает игрокам вводные, в которые входит исто-
рическая  эпоха,  ситуация  в рассматриваемом государстве (она
может быть заимствована  из  реальной  истории  или  придумана
мастером),  а  также персоналии игроков.  Можно давать им роли
правителей,  путешественников или кого угодно еще. Удачным ва-
риантом  роли мы считаем развитие человека в выбранной истори-
ческой обстановке с детского возраста - это  дает  возможность
отыграть  бытовые моменты эпохи,  прежде чем у игрока появится
необходимость принимать серьезные решения,  а  также  помогает
лучше  "залезть в шкуру" персонажа.  Сразу эаметим,  что такая
игра требует весьма длительного времени,  но тем и хороши НРИ,
что они дают возможность игры с продожением.
    Процесс игры состоит в диалоге между мастером и  игроками.
Мастер  описывает  ситуацию,  игроки  сообщают  о предпринятых
действиях,  мастер прикидывает,  к чему это может привести,  и
сообщает этом игрокам и т.д.  В случае спорных ситуаций, когда
игроки пытаются произвести невозможное с точки зрения  мастера
действие, или когда мастер придумал несколько вариантов выхода
из одной ситуации и не может остановиться на  каком-то  одном,
проблему решает жребий: игральные кубики или просто монетка.
     Несомненным преимуществом НРИ  является  индивидуальность
взаимодействия "мастер-игрок".  Так,  при отработке какой-либо
ситуации все участники могут проявить себя,  никому не  прихо-
дится быть статистом. Например, мастер, изображающий на данный
момент короля,  может наставлять наследника в управлении госу-
дарством.  В  случае неадекватного поведения игрока можно наг-
лядно показать ему,  не выходя из игры,  к каким  последствиям
подобные действия могут привести.
    Чтобы игровой мир получался и  достоверным,  и  интересным
одновременно,  мастер-ведущий должен прекрасно ориентироваться
в исторической обстановке, по которой проводится игра. А чтобы
игра  получалась завлекательной и не воспринималась как прямое
продолжение школьной  зубрежки,  необходимо  обладать  богатой
фантазией и способностью к импровизации.
     Возможности мастера практически неограниченны.  Он  может
создавать  альтернативную историю и анализировать вместе с иг-
роками причины отличий ее от реальной истории, подробно разби-
рать теоретические аспекты исторических процессов.
     Во время игры мастер постоянно  меняет  свою  собственную
роль - именно он вводит в игру всех персонажей, которых игроки
встречают на своем пути.  Даже если у мастера есть карточки  с
характеристиками этих вводных героев,  за них приходится гово-
рить и описывать их действия.  Это требует от мастера  опреде-
ленных навыков и артистических способностей.
     У игроков открываются большие возможности для самовыраже-
ния. Учащиеся  могут  применить  свои  знания истории и других
предметов, поэтому у них появляется стимул к расширению позна-
ний.  Игра позволяет попробовать свои силы в различных амплуа,
не выходя из комнаты, помогает развить речь и научиться быстро
переключаться с одного стиля общения на другой.  Показательно,
что дети,  поиграв в НРИ,  начинают сами составлять сценарии и
работать мастерами,  усложняя себе задачу и повышая требования
к собственным знаниям.
     Ролевые игры  позволяют игрокам реализовать те свои жела-
ния и способности,  которые неприменимы в обычной  жизни.  Они
могут играть искусных охотников или воинов, хотя реальное здо-
ровье не позволяет им заниматься спортом. Или парень, не поль-
зующийся в классе особым авторитетом,  обнаруживает в процессе
игры у себя способности полководца или  дипломата  и  повышает
статус  в среде сверстников.
     К недостаткам НРИ,  пожалуй, стоит отнести отсутствие ан-
туражности, более абстрактное изложение ситуаций, нежели в иг-
рах,  где используется реквизит и близкий к реальному  масштаб
времени.  Впрочем,  при  хорошем владении материалом,  удается
компенсировать эти недостатки.
     Обучающее воздействие  НРИ  ничуть не уступает эффекту от
выездных и павильонных игр,  причем НРИ позволяют  работать  с
более широкомасштабными  событиями,  нежели все остальные виды
ролевых игр.  Например,  в НРИ  могут  фигурировать  несколько
десятков  государств,  что невозможно в выездной игре чисто по
физическим причинам.  К тому же эти государства можно рассмат-
ривать с совершенно разных точек зрения - от культуры, полити-
ки до экономики - и более подробно,  чем это обычно получается
в "живых" играх. С помощью НРИ можно достаточно быстро обучить
детей оперировать сложными системами  производства,  торговли,
налогообложения,  хотя  материалы  такого рода занимают многие
страницы текста. Не менее эффективно изучение в процессе роле-
вой игры  хитросплетения  человеческих  отношений,  мастеру  в
настольной игре легче задавать и контролировать продуманную им
схему  моральных  ценностей  и противоречий - ведь большинство
ролей он исполняет сам,  доведение до детей какой-то идеи  за-
висит целиком от него.
     Таким образом, НРИ являются серьезным подспорьем для учи-
теля не только в изучении програмного материала, но и в воспи-
тании. В игровой форме любой материал усваивается лучше, а мо-
делирование  ситуаций,  связанных с применением житейской муд-
рости либо со сложной моральной проблемой дает школьникам воз-
можность приобретать опыт и познавать не только интеллектуаль-
ные, но и этические ценности.

<<   Оглавление   >>

К оглавлению библиотеки
На главную страницу
Hosted by uCoz