антах: для об-
щего и ограниченного пользования. Первый список доводится до
сведения всех игроков, информация ограниченного пользования
доводится мастерами только до тех игроков, кого она не-
посредственно касается. При этом часть информации, необходимой
игроку, остается для него закрытой, что создает основу для
возникновения игровых противоречий и конфликтов.
Правила определяются характером данной РИ, их
можно подразделить на ряд разделов. Мастерские правила огова-
ривают права и обязанности игроков и мастеров, структуру взаи-
моотношений мастеров и т.д. Боевые правила описывают условия
боевого взаимодействия игроков: поражаемая зона, характеристи-
ки оружия и доспехов, проведение поединков, боев, осад и штур-
мов, боевые качества и способы поражения отдельных персонажей.
С Боевыми правилами тесно взаимосвязаны правила Страны Мертвых
[несмотря на мрачное название, вполне уютное местечко на поли-
гоне РИ, где проводят некоторое время - до 10 - 12 % от общего
времени игры - игроки, дожившие до "смерти". (Прим.
ред.)], где зафиксированы условия, при которых наступает
игровая "смерть" персонажей, время пребывания игроков в Стране
Мертвых, способы ввода игроков в дальнейший ход РИ. Экономи-
ческие правила помогают моделировать товарно-денежные отноше-
ния, производственные связи и дальнейшее перераспределение
продукции, фиксируют систему игровых денег и циркуляцию игро-
вых "материальных ценностей". В свод правил могут входить лю-
бые другие разделы, необходимые для конкретной РИ, например,
Магические правила, где конкретно указываются магические спо-
собности отдельных персонажей и соответствующие качества маги-
ческих предметов, способы отыгрывания системы магических дейс-
твий.
Даже самый полный сценарий не исключает необходимости
предыгровой подготовки участников. Она продолжа-
ется в течение двух-четырех недель. Процесс подготовки игроков
условно делится на несколько этапов.
Ознакомление со сценарием. Игрокам сообщается
та часть сюжета и правил, что предназначена для общего пользо-
вания. Мастерская группа разъясняет и конкретизирует отдельные
места сценария, при необходимости сценарий корректируется с
учетом возможностей конкретного контингента игроков.
Распределение ролей. Ведется с учетом физичес-
ких и психологических особенностей игроков. Это один из ключе-
вых моментов РИ, ибо именно от удачного распределения ролей
зависит успех всего мероприятия. Трудно (а скорее всего и не
нужно) сформулировать однозначные правила для данного этапа
подготовки, распределение ролей - процесс индивидуальный.
Получив первичную информацию о роли и игровых задачах своего
персонажа, игрок начинает самостоятельную предыгровую
подготовку. В это время прорабатывает-
ся литература, обдумывается образ и характер поведения персо-
нажа, готовится игровая одежда, изготавливаются предметы мате-
риальной культуры, характерные для отыгрываемой эпохи (арте-
факты).
Для облегчения предыгровой подготовки мастерская команда
проводит занятия по темам предстоящей РИ: лекции и собеседова-
ния об одежде, оружии, социально-экономической структуре соот-
ветствующей эпохи, тренировки по ОФП и фехтованию, практикумы
по курсу туристских навыков и т.п.
После выбора места дислокации, определяются границы
полигона (для павильонной игры это помещения и
коридоры, для выездной - участок местности), где будет прохо-
дить РИ. Требования к полигону выездной РИ: удобный маршрут
выдвижения с учетом размеров контингента участников, наличие
нескольких путей сообщения, малолюднось, питьевая вода, топли-
во, возможность размещения нескольких лагерных стоянок с уда-
лением 150-300 м, четкие ориентиры, ограничивающие игровую
территорию. Перед игрой мастерская команда размечает террито-
рию, определяя точки расположения базы мастеров [Базу мастеров
чаще называют "мастерятником" почему-то. (Прим. ред.)],
Страны Мертвых, лагерей отдельных команд, "таверны", прочих
функционально значимых объектов. Составляется план-схема мест-
ности, которая доводится до игроков.
Для павильонной игры необходимо несколько помещений и пере-
ходов между ними. Разветвленная система переходов дает больше
возможностей для развития игры.
Изготовление реквизита, подготовка аммуниции. Если ту-
ристическое снаряжение и хозяйственный инвентарь приобретаются
в готовом виде, то игровой реквизит - одежду, доспехи, оружие,
артефакты приходится изготавливать своими руками самим игро-
кам. Во-первых, пока сложно приобрести где-то имитацию, ска-
жем, кольчуги или двуручного меча, а во-вторых, изготовление
необходимых для игры элементов одежды, бытовых предметов, раз-
личных украшений, боевой аммуниции много дает самим игрокам и
зачастую составляет предмет законной гордости.
Кроме того, мастерская команда обеспечивает завоз части
продуктов, обеспечивает медицинское обслуживание, транспорт,
связь.
УЧАСТНИКИ
Все участники игры делятся на следующие категории.
Игроки - составляют основную массу членов ко-
манд, имеют свои цели, задачи, собственно они и играют.
Ролевики - игроки с опытом участия в РИ, дос-
таточным для отыгрывания значимых и заметных персонажей, имеют
более деталированные цели и задачи, составляют костяк игры,
определяют ее общее направление (случается - и не в русле за-
мысла мастеров).
Мастерские персонажи - игроки высокого уров-
ня, отыгрывающие цели и задачи своих персонажей, но всегда го-
товые выполнить указания мастеров; агенты, позволяющие масте-
рам осуществлять неявное управление ходом игры.
Временные роли - игроки, отыгрывающие по ука-
занию мастеров какое-либо отдельное поручение; как правило,
рекрутируются из обитателей Страны Мертвых.
Мастера - контролируют и направляют ход игры,
выносят окончательные решения по фактам нарушения Правил или в
случае возникновения конфликтных игровых ситуаций; на крупных
выездных играх мастерская команда обычно состоит из Главного
мастера и мастеров, ответственных за определенный пласт игры
(мастер по экономике, мастер страны мертвых и т.п.).
Подмастерья - помошники мастеров, отслеживаю-
щие выполнение Правил; выполняют функции арбитров, собирают
информацию о ходе игры, передают командам и игрокам мастерские
вводные.
СОБСТВЕННО ИГРА
Игра начинается с общего сбора, построения
всех участников. Это очень важный момент, когда игроки предс-
тавляются сами и знакомятся с остальными участниками игры. На
построении уточняются Правила, делаются последние сообщения.
Далее начинаются игровые действия. Как правило они импро-
визированные и незрелищные, но именно в этот момент идет раз-
витие сюжета. Время от времени в импровизационную ткань игры
более-менее органично (в зависимости от искусности исполните-
лей) вплетаются заранее заготовленные инсценировки, которые на
сленге игровиков зовутся "театралками". "Театралки" по-
являются там, где игрокам (или мастерам) захочется по возмож-
ности пышно отыграть какое-либо событие: коронацию, свадьбу,
празднество или, скажем, поединок двух великих героев. Инсце-
нированные действия украшают игру, производят впечатление на
игроков, но не составляют основу РИ.
Основная задача мастеров на период проведения РИ - отсле-
живать соблюдение духа и буквы правил, контролировать ход игры
и чутко реагировать на нежелательную активность отдельных иг-
роков и команд с одной стороны и на снижение игровой напряжен-
ности, утрату интераса участников к игре - с другой. Оптималь-
ным вариантом мастерских действий можно считать такое исполь-
зование арсенала средств воздействия на игру, которое органич-
но вопринимается игроками в контексте сложившейся на игре си-
туации. Для этого организуется "утечка" необходимой информа-
ции, вводятся в игру мастерские персонажи, обитатели Страны
Мертвых выпускаются в игру как исполнители временных ролей.
Игровой опыт, особенно на выездных многодневных играх, приоб-
ретается быстро, поэтому мастерам стоит больше доверять игро-
кам и максимально ограничивать проявления мастерского произво-
ла.
Стадии выездной и павильонной РИ.
Начало. Игроки вживаются в свои роли, в пред-
лагаемые обстоятельства. Активных действий, как правило, не
происходит.
Развитие первичного сюжета. Проявляются основ-
ные конфликты, заложенные в сценарии, игроки опробывают раз-
личные варианты достижения игровых целей. Начинаются "глобаль-
ные" действия: торговые и военные экспедиции, политические ак-
ции. Возникают и развиваются вторичные конфликты, зачастую не
предусмотренные сценарием, но обогащающие сюжет.
Экспозиция. Некоторое затухание активных дейс-
твий. Команды перерабатывают новую информацию, определяют
стратегию дальнейших действий, просто отдыхают. Развивается
внутренняя игра, плохо отслеживаемая, а потому незаметная для
мастеров. В этот период у мастеров появляется соблазн "под-
толкнуть" активность игровых действий новыми вводными (в па-
вильонных играх этот период практически незаметен).
Кульминация. Прямое столкновение стратегичес-
ких интересов отдельных команд. Развязка закулисных интриг. В
этот период возникают крупные боевые столкновения, суды и т.п.
крупномасштабные акции, что требует от мастеров повышенного
внимания к соблюдению правил и техники безопасности.
Финал. Команды решили поставленные задачи или
осознали невозможность достижения игровых целей в сложившейся
обстановке. Возникновение новых взаимоотношений между команда-
ми и отдельными игроками.
Окончание игры.
Конец игры объявляется Главным мастером либо по прошествии
определенного времени, либо по достижении основных целей игры,
завершении интриг и разрешении противоречий.
Прекращение игровых действий. Восстановление повседневного
менталитета у игроков (особенно важно для многодневных выезд-
ных игр). Приведение полигона в первоначальное состояние.
ПОСЛЕИГРОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
После окончания собствено игры необходимо провести ряд меро-
приятий аналитического и закрепляющего характера.
Прежде всего, это разбор игры, проводимый сов-
местно игроками и мастерами. Анализируются и оцениваются дейс-
твия игроков, команд, мастерской группы. Выясняются причины
неудач, мастера сообщают скрытые ранее интриги, игроки раскры-
вают внутреннюю логику действий своих персонажей и т.д. Прово-
дится сравнение исторического фона, послужившего источником
сценария, и реально сложившейся игровой ситуации. Оцениваются
и анализируются явные и скрытые различия. Мастера отвечают на
все, даже самые нелицеприятные вопросы игроков.
Доигрывание. Успешно проведенная РИ вызывает у
игроков желание вновь окунуться в атмосферу игрового мира.
Отыгрывание резко оборванных концом игры сюжетных линий, про-
ведение нереализованных на игре "театралок", праздников по мо-
тивам сюжета - все это может стать приемом внекласной работы
со школьниками, способом организации их постоянного внешколь-
ного досуга.
Весьма целесообразно и полезно оформление памятных фотоаль-
бомов, изготовление летописей, слайдов, видеоматериалов, фик-
сирующих события игры, развивающих творчество игроков.
<<
Оглавление
>>
К оглавлению библиотеки На главную страницу |