Ю.Лазарев
     РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
     ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ


     Начиная преподавать  курс  истории  мировой  культуры  по
программе заслуженного деятеля искусств РТ Ю.А.Благова, мы ве-
ли  поиск  новых методов и форм в преподавании этого предмета,
позволяющих в полной мере проявить преимущества курса. Во-пер-
вых,  его  интегративность - выход на проблемы и их обобщение,
изучаючающиеся на уроках по истории общества, на занятиях сло-
весности,  музыки,  изобразительного искусства (это можно сде-
лать только изучая "стержень" культуры - менталитет,  сознание
человека конкретной культурно-исторической эпохи,  в противном
случае возникает  опасность  дублирования  материала   учебных
предметов гуманитарного цикла). Во-вторых, осмысливая сознание
древних культур, учащиеся приобщаются к духовному наследию че-
ловечества. В-третьих, знакомясь с культурами иных стран и на-
родов, школьники обогащают свою личную культуру - это уберега-
ет от национального высокомерия.  Видя перед собой опыт "ушед-
ших" и "живущих"  культур,  учащиеся  понимают,  что  блага  и
достижения,  которыми они пользуются,  появились и сохранились
благодаря созидательному,  а не разрушительному началу  в  об-
ществе.  Вступая в "сотворчество" с создателями великих памят-
ников културы они понимают преимущество первого  начала.  Оче-
видно, что преподавание курса позволяет решать не только учеб-
ные, но и воспитательные задачи.
     Трехлетний опыт проведения РИ с учащимися свидетельствует
о том,  что материал по истории культуры,  "пропущенный" через
ролевое моделирование, усваивается школьниками гораздо прочнее
и вызывает более яркие ассоциации.
     Учащиеся 8"В" класса экспериментальной школы N 9 (с кото-
рыми Центр ролевых игр "Моргенштерн" начал работать, когда они
были шестиклассниками) ответили на три вопроса:
     1. Что для тебя ролевые игры.
     2. Почему я играю (или не играю) в ролевые игры.
     3. Какие ролевые игры больше всего мне понравились, поче-
му; какие темы ты предложил бы для последующих игр?
     87 % участников опроса написали, что РИ помогают при изу-
чении и понимании истории общества,  его культуры. Только один
выразил сомнение,  что моделируемая действительность совпадает
с исторической реальностью, но признал за этим методом способ-
ность обучать взаимоотношениям  "между слоями населения в прош-
лом".  Остальные  или  не освоили этот метод,  так как недавно
учатся в нашей школе,  либо видят в нем прежде всего  средство
отдыха   (22   %),   иногда   мотивируют  свою  отстраненность
отсутствием свободного времени (эту проблему поднимают 22  %).
То, что РИ являются средством, развивающим их личность, спосо-
бом работы над собой считают 43 %  опрошенных.  Учашимся  нра-
вятся РИ по самым разным эпохам и странам,  60 %  предпочитают
моделировать исторические ситуации средневековой Европы,  17 %
желают "попасть" в Древнюю Грецию,  еще 17 %  понравились игры
по древнему Востоку,  остальные с  восторгом  вспоминают  игру
"Римская Британия".
     Подобное пристрастное  отношение к эпохе и культуре сред-
невековья наблюдается и в среде взрослых ролевиков,  возможно,
это объясняется не только романтическим ореолом, который окру-
жает рыцарей и их прекрасных дам, но и тем, что подобная роле-
вая деятельность  позволяет  реализовывать биологическую  аг-
ресивность.
     Интересно, что только 44 % , говоря о РИ употребляют гла-
гол  "играть"  и  его производные,  как было предложено в воп-
росах,  остальные говорят об особом "чувствовании",  "воплоще-
нии", погружении в моделируемую эпоху, некоторые из них осоз-
нают важность работы над образом, менталитетом своего персона-
жа:  "Главное...  нужно  найти цель и свои интересы в жизни на
РИ.  Иногда мне бывает очень трудно понять свой характер в иг-
ре, но когда я нахожу начальную точку натуры образа, то играть
становится особенно приятно.  Мне кажется,  что  РИ  нужны  не
только  для  осознания своего героя,  но и для осознания своих
собственных возможностей."  С  такими  серьезными  игроками
можно "погружаться" в моделируемую историческую эпоху.
     За последний год подготовка к историко-культурным РИ ста-
ла более тщательной,  к разработкам сюжетов,  ролей персонажей
все активнее привлекаются опытные ролевики из учащихся.  Кроме
рекомендуемой  к  прочтению  литературы,  имеющейся в школьной
библиотеке, школьники просматривают исторические фильмы, кото-
рые комментируются,  обсуждаются и критикуются учащимися, глу-
боко изучившими эпоху по своей инициативе или согласно  опере-
жающему заданию преподавателя. Подобная форма работы дополняет
занятия по изучению одежды,  вооружения, обычаев, правил пове-
дения,  религии,  искусства,  уровня развития науки и техники,
языка и письменности, взаимоотношений между группами общества,
его хозяйства, форм правления.
   Возросли требования по работе с научной литературой  и  ис-
точниками  (раньше  для участия в РИ достаточно было прочитать
исторический роман), подготовка к игре превращается в олимпиа-
ду  знаний  по истории определенного общества,  его культуры и
литературы.  Например, подготовка к РИ по мифам Древней Греции
задействовала всю параллель шестых классов, часть восьмикласс-
ников и десятиклассников.  Подобная  работа  проводится  более
систематично.  Победители  олимпиады могли продолжить изучение
греческой мифологии более активными методами - была  проведена
серия ситуационных настольных РИ на понимание, умение ориенти-
роваться в мифологической действительности.  Наряду с анализом
РИ стала использоваться новая форма - "пресс-конференция",  на
которой игроки делятся впечатлениями и опытом с  однокласника-
ми.
     Новые возможности для работы над РИ как учебной  деятель-
ностью дает видеотехника.  Видеозапись игры позволяет "отстра-
ниться" и,  буквально, со стороны провести оценку своего обра-
за. Подобный анализ совместно с традиционным обсуждением своих
и чужих игровых действий после РИ позволяет,  на  мой  взгляд,
улучшить  качество  РИ  за  счет более тщательной подготовки и
проведения.

<<   Оглавление   >>

К оглавлению библиотеки
На главную страницу
Hosted by uCoz