Ю.Лазарев
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Начиная преподавать курс истории мировой культуры по
программе заслуженного деятеля искусств РТ Ю.А.Благова, мы ве-
ли поиск новых методов и форм в преподавании этого предмета,
позволяющих в полной мере проявить преимущества курса. Во-пер-
вых, его интегративность - выход на проблемы и их обобщение,
изучаючающиеся на уроках по истории общества, на занятиях сло-
весности, музыки, изобразительного искусства (это можно сде-
лать только изучая "стержень" культуры - менталитет, сознание
человека конкретной культурно-исторической эпохи, в противном
случае возникает опасность дублирования материала учебных
предметов гуманитарного цикла). Во-вторых, осмысливая сознание
древних культур, учащиеся приобщаются к духовному наследию че-
ловечества. В-третьих, знакомясь с культурами иных стран и на-
родов, школьники обогащают свою личную культуру - это уберега-
ет от национального высокомерия. Видя перед собой опыт "ушед-
ших" и "живущих" культур, учащиеся понимают, что блага и
достижения, которыми они пользуются, появились и сохранились
благодаря созидательному, а не разрушительному началу в об-
ществе. Вступая в "сотворчество" с создателями великих памят-
ников културы они понимают преимущество первого начала. Оче-
видно, что преподавание курса позволяет решать не только учеб-
ные, но и воспитательные задачи.
Трехлетний опыт проведения РИ с учащимися свидетельствует
о том, что материал по истории культуры, "пропущенный" через
ролевое моделирование, усваивается школьниками гораздо прочнее
и вызывает более яркие ассоциации.
Учащиеся 8"В" класса экспериментальной школы N 9 (с кото-
рыми Центр ролевых игр "Моргенштерн" начал работать, когда они
были шестиклассниками) ответили на три вопроса:
1. Что для тебя ролевые игры.
2. Почему я играю (или не играю) в ролевые игры.
3. Какие ролевые игры больше всего мне понравились, поче-
му; какие темы ты предложил бы для последующих игр?
87 % участников опроса написали, что РИ помогают при изу-
чении и понимании истории общества, его культуры. Только один
выразил сомнение, что моделируемая действительность совпадает
с исторической реальностью, но признал за этим методом способ-
ность обучать взаимоотношениям "между слоями населения в прош-
лом". Остальные или не освоили этот метод, так как недавно
учатся в нашей школе, либо видят в нем прежде всего средство
отдыха (22 %), иногда мотивируют свою отстраненность
отсутствием свободного времени (эту проблему поднимают 22 %).
То, что РИ являются средством, развивающим их личность, спосо-
бом работы над собой считают 43 % опрошенных. Учашимся нра-
вятся РИ по самым разным эпохам и странам, 60 % предпочитают
моделировать исторические ситуации средневековой Европы, 17 %
желают "попасть" в Древнюю Грецию, еще 17 % понравились игры
по древнему Востоку, остальные с восторгом вспоминают игру
"Римская Британия".
Подобное пристрастное отношение к эпохе и культуре сред-
невековья наблюдается и в среде взрослых ролевиков, возможно,
это объясняется не только романтическим ореолом, который окру-
жает рыцарей и их прекрасных дам, но и тем, что подобная роле-
вая деятельность позволяет реализовывать биологическую аг-
ресивность.
Интересно, что только 44 % , говоря о РИ употребляют гла-
гол "играть" и его производные, как было предложено в воп-
росах, остальные говорят об особом "чувствовании", "воплоще-
нии", погружении в моделируемую эпоху, некоторые из них осоз-
нают важность работы над образом, менталитетом своего персона-
жа: "Главное... нужно найти цель и свои интересы в жизни на
РИ. Иногда мне бывает очень трудно понять свой характер в иг-
ре, но когда я нахожу начальную точку натуры образа, то играть
становится особенно приятно. Мне кажется, что РИ нужны не
только для осознания своего героя, но и для осознания своих
собственных возможностей." С такими серьезными игроками
можно "погружаться" в моделируемую историческую эпоху.
За последний год подготовка к историко-культурным РИ ста-
ла более тщательной, к разработкам сюжетов, ролей персонажей
все активнее привлекаются опытные ролевики из учащихся. Кроме
рекомендуемой к прочтению литературы, имеющейся в школьной
библиотеке, школьники просматривают исторические фильмы, кото-
рые комментируются, обсуждаются и критикуются учащимися, глу-
боко изучившими эпоху по своей инициативе или согласно опере-
жающему заданию преподавателя. Подобная форма работы дополняет
занятия по изучению одежды, вооружения, обычаев, правил пове-
дения, религии, искусства, уровня развития науки и техники,
языка и письменности, взаимоотношений между группами общества,
его хозяйства, форм правления.
Возросли требования по работе с научной литературой и ис-
точниками (раньше для участия в РИ достаточно было прочитать
исторический роман), подготовка к игре превращается в олимпиа-
ду знаний по истории определенного общества, его культуры и
литературы. Например, подготовка к РИ по мифам Древней Греции
задействовала всю параллель шестых классов, часть восьмикласс-
ников и десятиклассников. Подобная работа проводится более
систематично. Победители олимпиады могли продолжить изучение
греческой мифологии более активными методами - была проведена
серия ситуационных настольных РИ на понимание, умение ориенти-
роваться в мифологической действительности. Наряду с анализом
РИ стала использоваться новая форма - "пресс-конференция", на
которой игроки делятся впечатлениями и опытом с однокласника-
ми.
Новые возможности для работы над РИ как учебной деятель-
ностью дает видеотехника. Видеозапись игры позволяет "отстра-
ниться" и, буквально, со стороны провести оценку своего обра-
за. Подобный анализ совместно с традиционным обсуждением своих
и чужих игровых действий после РИ позволяет, на мой взгляд,
улучшить качество РИ за счет более тщательной подготовки и
проведения.
<<
Оглавление
>>
|
К оглавлению библиотеки На главную страницу |