В.В.Хабаров
  МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР

  Общие принципы организации и проведения РИ остаются постоян-
ными,  вне зависимости от типа РИ,  которую Вы решили подгото-
вить.  Наиболее  сложной будет подготовка крупномасштабных па-
вильонных и выездных игр.
   Павильонная               игра  проводится в закрытом поме-
щении или нескольких помещениях,  связанных между собой, в ней
участвуют  15  - 20 (редко - свыше 50) человек,  время - 3 - 6
часов.
  Выездная               игра  происходит на открытом воздухе,
как правило - за городом, предполагает значительное количество
игроков  (от 30 до 300 и более человек) и занимает больше вре-
мени - от одного светового дня до полутора недель.  Подготовка
и  проведение павильонных и выездных игр проводится по следую-
щей схеме:



  Разберем последовательно три основных этапа.

  ПОДГОТОВКА РИ

  В этот период проводится основная работа, от которой зависит
качество проведения РИ. Оптимальное время подготовки павильон-
ной или выездной РИ среднего масштаба - два месяца.
  Как правило необходимые работы ведутся параллельно. Разраба-
тывается        сценарий,         который состоит из двух час-
тей:         "сюжет"        и        "правила".        Сюжетом
определяются        цели и задачи        конкретной РИ,  здесь
же  прописывается        фабула,        определяются       ро-
ли         с их характеристиками и игровыми  задачами.  Четкое
определение  целей и задач поможет избежать ненужных нагромож-
дений и излишней детализации.  Основу фабулы  составляет  пре-
дыстроия событий, отыгрываемых в ходе РИ, сюжет определяет для
игроков предлагаемые условия,  в которых им предстоит действо-
вать.
  Из фабулы  органически вытекают характеристики игровых ролей
и  их  игровые  задачи.  Список  ролей   с   характеристиками,
свойствами и возможностями готовится в двух вариантах: для об-
щего и ограниченного пользования.  Первый список доводится  до
сведения  всех  игроков,  информация ограниченного пользования
доводится мастерами  только  до  тех  игроков,  кого  она  не-
посредственно касается. При этом часть информации, необходимой
игроку,  остается для него закрытой,  что создает  основу  для
возникновения игровых противоречий и конфликтов.
   Правила               определяются характером данной РИ, их
можно подразделить на ряд разделов.  Мастерские правила огова-
ривают права и обязанности игроков и мастеров, структуру взаи-
моотношений мастеров и т.д.  Боевые правила описывают  условия
боевого взаимодействия игроков: поражаемая зона, характеристи-
ки оружия и доспехов, проведение поединков, боев, осад и штур-
мов, боевые качества и способы поражения отдельных персонажей.
С Боевыми правилами тесно взаимосвязаны правила Страны Мертвых
[несмотря на мрачное название, вполне уютное местечко на поли-
гоне РИ, где проводят некоторое время - до 10 - 12 % от общего
времени   игры  -  игроки,    дожившие   до  "смерти".  (Прим.
ред.)],  где зафиксированы   условия,  при  которых  наступает
игровая "смерть" персонажей, время пребывания игроков в Стране
Мертвых,  способы ввода игроков в дальнейший ход РИ.  Экономи-
ческие  правила помогают моделировать товарно-денежные отноше-
ния,  производственные связи  и  дальнейшее  перераспределение
продукции,  фиксируют систему игровых денег и циркуляцию игро-
вых "материальных ценностей".  В свод правил могут входить лю-
бые другие разделы,  необходимые для конкретной РИ,  например,
Магические правила,  где конкретно указываются магические спо-
собности отдельных персонажей и соответствующие качества маги-
ческих предметов, способы отыгрывания системы магических дейс-
твий.
  Даже самый  полный  сценарий  не   исключает   необходимости
предыгровой подготовки               участников. Она продолжа-
ется в течение двух-четырех недель. Процесс подготовки игроков
условно делится на несколько этапов.
  Ознакомление со сценарием.                Игрокам сообщается
та часть сюжета и правил, что предназначена для общего пользо-
вания. Мастерская группа разъясняет и конкретизирует отдельные
места  сценария,  при  необходимости сценарий корректируется с
учетом возможностей конкретного контингента игроков.
  Распределение ролей.               Ведется с учетом физичес-
ких и психологических особенностей игроков. Это один из ключе-
вых  моментов  РИ,  ибо именно от удачного распределения ролей
зависит успех всего мероприятия.  Трудно (а скорее всего и  не
нужно)  сформулировать  однозначные  правила для данного этапа
подготовки, распределение ролей - процесс индивидуальный.
  Получив первичную информацию о роли и игровых задачах своего
персонажа,  игрок начинает        самостоятельную  предыгровую
подготовку. В     это      время               прорабатывает-
ся литература,  обдумывается образ и характер поведения персо-
нажа, готовится игровая одежда, изготавливаются предметы мате-
риальной культуры,  характерные для отыгрываемой эпохи  (арте-
факты).
  Для облегчения  предыгровой  подготовки  мастерская  команда
проводит занятия по темам предстоящей РИ: лекции и собеседова-
ния об одежде, оружии, социально-экономической структуре соот-
ветствующей эпохи,  тренировки по ОФП и фехтованию, практикумы
по курсу туристских навыков и т.п.
  После выбора    места   дислокации,   определяются   границы
полигона               (для павильонной игры это  помещения  и
коридоры,  для выездной - участок местности), где будет прохо-
дить РИ.  Требования к полигону выездной РИ:  удобный  маршрут
выдвижения  с учетом размеров контингента участников,  наличие
нескольких путей сообщения, малолюднось, питьевая вода, топли-
во,  возможность размещения нескольких лагерных стоянок с уда-
лением 150-300 м,  четкие  ориентиры,  ограничивающие  игровую
территорию.  Перед игрой мастерская команда размечает террито-
рию, определяя точки расположения базы мастеров [Базу мастеров
чаще   называют    "мастерятником" почему-то.   (Прим. ред.)],
Страны Мертвых,  лагерей отдельных команд,  "таверны",  прочих
функционально значимых объектов. Составляется план-схема мест-
ности, которая доводится до игроков.
  Для павильонной  игры необходимо несколько помещений и пере-
ходов между ними.  Разветвленная система переходов дает больше
возможностей для развития игры.
  Изготовление   реквизита,  подготовка   аммуниции.  Если ту-
ристическое снаряжение и хозяйственный инвентарь приобретаются
в готовом виде, то игровой реквизит - одежду, доспехи, оружие,
артефакты  приходится  изготавливать своими руками самим игро-
кам.  Во-первых,  пока сложно приобрести где-то имитацию, ска-
жем,  кольчуги или двуручного меча,  а во-вторых, изготовление
необходимых для игры элементов одежды, бытовых предметов, раз-
личных украшений,  боевой аммуниции много дает самим игрокам и
зачастую составляет предмет законной гордости.
   Кроме того,  мастерская  команда  обеспечивает  завоз части
продуктов, обеспечивает  медицинское  обслуживание, транспорт,
связь.
                           УЧАСТНИКИ

  Все участники игры делятся на следующие категории.
  Игроки -                составляют основную массу членов ко-
манд, имеют свои цели, задачи, собственно они и играют.
  Ролевики -               игроки с опытом участия в РИ,  дос-
таточным для отыгрывания значимых и заметных персонажей, имеют
более  деталированные  цели и задачи,  составляют костяк игры,
определяют ее общее направление (случается - и не в русле  за-
мысла мастеров).
   Мастерские персонажи -               игроки высокого  уров-
ня, отыгрывающие цели и задачи своих персонажей, но всегда го-
товые выполнить указания мастеров;  агенты, позволяющие масте-
рам осуществлять неявное управление ходом игры.
  Временные роли -               игроки,  отыгрывающие по ука-
занию  мастеров  какое-либо отдельное поручение;  как правило,
рекрутируются из обитателей Страны Мертвых.
  Мастера -                контролируют и направляют ход игры,
выносят окончательные решения по фактам нарушения Правил или в
случае возникновения конфликтных игровых ситуаций;  на крупных
выездных играх мастерская команда обычно состоит  из  Главного
мастера  и мастеров,  ответственных за определенный пласт игры
(мастер по экономике, мастер страны мертвых и т.п.).
  Подмастерья -               помошники мастеров,  отслеживаю-
щие выполнение Правил;  выполняют функции  арбитров,  собирают
информацию о ходе игры, передают командам и игрокам мастерские
вводные.

 СОБСТВЕННО  ИГРА

    Игра начинается с общего  сбора,                построения
всех участников.  Это очень важный момент, когда игроки предс-
тавляются сами и знакомятся с остальными участниками игры.  На
построении уточняются Правила, делаются последние сообщения.
    Далее начинаются игровые действия.  Как правило они импро-
визированные и незрелищные,  но именно в этот момент идет раз-
витие сюжета.  Время от времени в импровизационную ткань  игры
более-менее  органично (в зависимости от искусности исполните-
лей) вплетаются заранее заготовленные инсценировки, которые на
сленге   игровиков  зовутся "театралками".   "Театралки"   по-
являются там,  где игрокам (или мастерам) захочется по возмож-
ности пышно отыграть какое-либо событие:  коронацию,  свадьбу,
празднество или,  скажем, поединок двух великих героев. Инсце-
нированные  действия украшают игру,  производят впечатление на
игроков, но не составляют основу РИ.
    Основная задача  мастеров на период проведения РИ - отсле-
живать соблюдение духа и буквы правил, контролировать ход игры
и  чутко реагировать на нежелательную активность отдельных иг-
роков и команд с одной стороны и на снижение игровой напряжен-
ности, утрату интераса участников к игре - с другой. Оптималь-
ным вариантом мастерских действий можно считать такое  исполь-
зование арсенала средств воздействия на игру, которое органич-
но вопринимается игроками в контексте сложившейся на игре  си-
туации.  Для  этого организуется "утечка" необходимой информа-
ции,  вводятся в игру мастерские персонажи,  обитатели  Страны
Мертвых  выпускаются  в  игру как исполнители временных ролей.
Игровой опыт,  особенно на выездных многодневных играх, приоб-
ретается быстро,  поэтому мастерам стоит больше доверять игро-
кам и максимально ограничивать проявления мастерского произво-
ла.

  Стадии выездной и павильонной РИ.

  Начало.               Игроки вживаются в свои роли,  в пред-
лагаемые обстоятельства.  Активных действий,  как правило,  не
происходит.
  Развитие первичного сюжета.               Проявляются основ-
ные конфликты,  заложенные в сценарии,  игроки опробывают раз-
личные варианты достижения игровых целей. Начинаются "глобаль-
ные" действия: торговые и военные экспедиции, политические ак-
ции.  Возникают и развиваются вторичные конфликты, зачастую не
предусмотренные сценарием, но обогащающие сюжет.
  Экспозиция.               Некоторое затухание активных дейс-
твий.  Команды  перерабатывают  новую  информацию,  определяют
стратегию дальнейших действий,  просто  отдыхают.  Развивается
внутренняя игра,  плохо отслеживаемая, а потому незаметная для
мастеров.  В этот период у мастеров появляется  соблазн  "под-
толкнуть"  активность  игровых действий новыми вводными (в па-
вильонных играх этот период практически незаметен).
  Кульминация.               Прямое  столкновение стратегичес-
ких интересов отдельных команд.  Развязка закулисных интриг. В
этот период возникают крупные боевые столкновения, суды и т.п.
крупномасштабные акции,  что требует от  мастеров  повышенного
внимания к соблюдению правил и техники безопасности.
  Финал.               Команды решили поставленные задачи  или
осознали  невозможность достижения игровых целей в сложившейся
обстановке. Возникновение новых взаимоотношений между команда-
ми и отдельными игроками.
  Окончание игры.
   Конец игры  объявляется Главным мастером либо по прошествии
определенного времени, либо по достижении основных целей игры,
завершении интриг и разрешении противоречий.
    Прекращение игровых действий. Восстановление повседневного
менталитета у игроков (особенно важно для многодневных  выезд-
ных игр). Приведение полигона в первоначальное состояние.

  ПОСЛЕИГРОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

  После окончания собствено игры необходимо провести ряд меро-
приятий аналитического и закрепляющего характера.
  Прежде всего, это        разбор игры,        проводимый сов-
местно игроками и мастерами. Анализируются и оцениваются дейс-
твия игроков,  команд,  мастерской группы.  Выясняются причины
неудач, мастера сообщают скрытые ранее интриги, игроки раскры-
вают внутреннюю логику действий своих персонажей и т.д. Прово-
дится  сравнение  исторического фона,  послужившего источником
сценария,  и реально сложившейся игровой ситуации. Оцениваются
и анализируются явные и скрытые различия.  Мастера отвечают на
все, даже самые нелицеприятные вопросы игроков.
  Доигрывание.               Успешно проведенная РИ вызывает у
игроков желание вновь окунуться  в  атмосферу  игрового  мира.
Отыгрывание резко оборванных концом игры сюжетных линий,  про-
ведение нереализованных на игре "театралок", праздников по мо-
тивам  сюжета  - все это может стать приемом внекласной работы
со школьниками,  способом организации их постоянного внешколь-
ного досуга.
  Весьма целесообразно и полезно оформление памятных  фотоаль-
бомов,  изготовление летописей, слайдов, видеоматериалов, фик-
сирующих события игры, развивающих творчество игроков.

<<   Оглавление   >>

К оглавлению библиотеки
На главную страницу
На www.teplo-b.ru ПРОИЗВОДСТВО ТЕПЛОВОГО ОБОРУДОВАНИИ - ЦЕНЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ.
Hosted by uCoz