В.В.Хабаров МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР Общие принципы организации и проведения РИ остаются постоян- ными, вне зависимости от типа РИ, которую Вы решили подгото- вить. Наиболее сложной будет подготовка крупномасштабных па- вильонных и выездных игр. Павильонная игра проводится в закрытом поме- щении или нескольких помещениях, связанных между собой, в ней участвуют 15 - 20 (редко - свыше 50) человек, время - 3 - 6 часов. Выездная игра происходит на открытом воздухе, как правило - за городом, предполагает значительное количество игроков (от 30 до 300 и более человек) и занимает больше вре- мени - от одного светового дня до полутора недель. Подготовка и проведение павильонных и выездных игр проводится по следую- щей схеме: Разберем последовательно три основных этапа. ПОДГОТОВКА РИ В этот период проводится основная работа, от которой зависит качество проведения РИ. Оптимальное время подготовки павильон- ной или выездной РИ среднего масштаба - два месяца. Как правило необходимые работы ведутся параллельно. Разраба- тывается сценарий, который состоит из двух час- тей: "сюжет" и "правила". Сюжетом определяются цели и задачи конкретной РИ, здесь же прописывается фабула, определяются ро- ли с их характеристиками и игровыми задачами. Четкое определение целей и задач поможет избежать ненужных нагромож- дений и излишней детализации. Основу фабулы составляет пре- дыстроия событий, отыгрываемых в ходе РИ, сюжет определяет для игроков предлагаемые условия, в которых им предстоит действо- вать. Из фабулы органически вытекают характеристики игровых ролей и их игровые задачи. Список ролей с характеристиками, свойствами и возможностями готовится в двух вариантах: для об- щего и ограниченного пользования. Первый список доводится до сведения всех игроков, информация ограниченного пользования доводится мастерами только до тех игроков, кого она не- посредственно касается. При этом часть информации, необходимой игроку, остается для него закрытой, что создает основу для возникновения игровых противоречий и конфликтов. Правила определяются характером данной РИ, их можно подразделить на ряд разделов. Мастерские правила огова- ривают права и обязанности игроков и мастеров, структуру взаи- моотношений мастеров и т.д. Боевые правила описывают условия боевого взаимодействия игроков: поражаемая зона, характеристи- ки оружия и доспехов, проведение поединков, боев, осад и штур- мов, боевые качества и способы поражения отдельных персонажей. С Боевыми правилами тесно взаимосвязаны правила Страны Мертвых [несмотря на мрачное название, вполне уютное местечко на поли- гоне РИ, где проводят некоторое время - до 10 - 12 % от общего времени игры - игроки, дожившие до "смерти". (Прим. ред.)], где зафиксированы условия, при которых наступает игровая "смерть" персонажей, время пребывания игроков в Стране Мертвых, способы ввода игроков в дальнейший ход РИ. Экономи- ческие правила помогают моделировать товарно-денежные отноше- ния, производственные связи и дальнейшее перераспределение продукции, фиксируют систему игровых денег и циркуляцию игро- вых "материальных ценностей". В свод правил могут входить лю- бые другие разделы, необходимые для конкретной РИ, например, Магические правила, где конкретно указываются магические спо- собности отдельных персонажей и соответствующие качества маги- ческих предметов, способы отыгрывания системы магических дейс- твий. Даже самый полный сценарий не исключает необходимости предыгровой подготовки участников. Она продолжа- ется в течение двух-четырех недель. Процесс подготовки игроков условно делится на несколько этапов. Ознакомление со сценарием. Игрокам сообщается та часть сюжета и правил, что предназначена для общего пользо- вания. Мастерская группа разъясняет и конкретизирует отдельные места сценария, при необходимости сценарий корректируется с учетом возможностей конкретного контингента игроков. Распределение ролей. Ведется с учетом физичес- ких и психологических особенностей игроков. Это один из ключе- вых моментов РИ, ибо именно от удачного распределения ролей зависит успех всего мероприятия. Трудно (а скорее всего и не нужно) сформулировать однозначные правила для данного этапа подготовки, распределение ролей - процесс индивидуальный. Получив первичную информацию о роли и игровых задачах своего персонажа, игрок начинает самостоятельную предыгровую подготовку. В это время прорабатывает- ся литература, обдумывается образ и характер поведения персо- нажа, готовится игровая одежда, изготавливаются предметы мате- риальной культуры, характерные для отыгрываемой эпохи (арте- факты). Для облегчения предыгровой подготовки мастерская команда проводит занятия по темам предстоящей РИ: лекции и собеседова- ния об одежде, оружии, социально-экономической структуре соот- ветствующей эпохи, тренировки по ОФП и фехтованию, практикумы по курсу туристских навыков и т.п. После выбора места дислокации, определяются границы полигона (для павильонной игры это помещения и коридоры, для выездной - участок местности), где будет прохо- дить РИ. Требования к полигону выездной РИ: удобный маршрут выдвижения с учетом размеров контингента участников, наличие нескольких путей сообщения, малолюднось, питьевая вода, топли- во, возможность размещения нескольких лагерных стоянок с уда- лением 150-300 м, четкие ориентиры, ограничивающие игровую территорию. Перед игрой мастерская команда размечает террито- рию, определяя точки расположения базы мастеров [Базу мастеров чаще называют "мастерятником" почему-то. (Прим. ред.)], Страны Мертвых, лагерей отдельных команд, "таверны", прочих функционально значимых объектов. Составляется план-схема мест- ности, которая доводится до игроков. Для павильонной игры необходимо несколько помещений и пере- ходов между ними. Разветвленная система переходов дает больше возможностей для развития игры. Изготовление реквизита, подготовка аммуниции. Если ту- ристическое снаряжение и хозяйственный инвентарь приобретаются в готовом виде, то игровой реквизит - одежду, доспехи, оружие, артефакты приходится изготавливать своими руками самим игро- кам. Во-первых, пока сложно приобрести где-то имитацию, ска- жем, кольчуги или двуручного меча, а во-вторых, изготовление необходимых для игры элементов одежды, бытовых предметов, раз- личных украшений, боевой аммуниции много дает самим игрокам и зачастую составляет предмет законной гордости. Кроме того, мастерская команда обеспечивает завоз части продуктов, обеспечивает медицинское обслуживание, транспорт, связь. УЧАСТНИКИ Все участники игры делятся на следующие категории. Игроки - составляют основную массу членов ко- манд, имеют свои цели, задачи, собственно они и играют. Ролевики - игроки с опытом участия в РИ, дос- таточным для отыгрывания значимых и заметных персонажей, имеют более деталированные цели и задачи, составляют костяк игры, определяют ее общее направление (случается - и не в русле за- мысла мастеров). Мастерские персонажи - игроки высокого уров- ня, отыгрывающие цели и задачи своих персонажей, но всегда го- товые выполнить указания мастеров; агенты, позволяющие масте- рам осуществлять неявное управление ходом игры. Временные роли - игроки, отыгрывающие по ука- занию мастеров какое-либо отдельное поручение; как правило, рекрутируются из обитателей Страны Мертвых. Мастера - контролируют и направляют ход игры, выносят окончательные решения по фактам нарушения Правил или в случае возникновения конфликтных игровых ситуаций; на крупных выездных играх мастерская команда обычно состоит из Главного мастера и мастеров, ответственных за определенный пласт игры (мастер по экономике, мастер страны мертвых и т.п.). Подмастерья - помошники мастеров, отслеживаю- щие выполнение Правил; выполняют функции арбитров, собирают информацию о ходе игры, передают командам и игрокам мастерские вводные. СОБСТВЕННО ИГРА Игра начинается с общего сбора, построения всех участников. Это очень важный момент, когда игроки предс- тавляются сами и знакомятся с остальными участниками игры. На построении уточняются Правила, делаются последние сообщения. Далее начинаются игровые действия. Как правило они импро- визированные и незрелищные, но именно в этот момент идет раз- витие сюжета. Время от времени в импровизационную ткань игры более-менее органично (в зависимости от искусности исполните- лей) вплетаются заранее заготовленные инсценировки, которые на сленге игровиков зовутся "театралками". "Театралки" по- являются там, где игрокам (или мастерам) захочется по возмож- ности пышно отыграть какое-либо событие: коронацию, свадьбу, празднество или, скажем, поединок двух великих героев. Инсце- нированные действия украшают игру, производят впечатление на игроков, но не составляют основу РИ. Основная задача мастеров на период проведения РИ - отсле- живать соблюдение духа и буквы правил, контролировать ход игры и чутко реагировать на нежелательную активность отдельных иг- роков и команд с одной стороны и на снижение игровой напряжен- ности, утрату интераса участников к игре - с другой. Оптималь- ным вариантом мастерских действий можно считать такое исполь- зование арсенала средств воздействия на игру, которое органич- но вопринимается игроками в контексте сложившейся на игре си- туации. Для этого организуется "утечка" необходимой информа- ции, вводятся в игру мастерские персонажи, обитатели Страны Мертвых выпускаются в игру как исполнители временных ролей. Игровой опыт, особенно на выездных многодневных играх, приоб- ретается быстро, поэтому мастерам стоит больше доверять игро- кам и максимально ограничивать проявления мастерского произво- ла. Стадии выездной и павильонной РИ. Начало. Игроки вживаются в свои роли, в пред- лагаемые обстоятельства. Активных действий, как правило, не происходит. Развитие первичного сюжета. Проявляются основ- ные конфликты, заложенные в сценарии, игроки опробывают раз- личные варианты достижения игровых целей. Начинаются "глобаль- ные" действия: торговые и военные экспедиции, политические ак- ции. Возникают и развиваются вторичные конфликты, зачастую не предусмотренные сценарием, но обогащающие сюжет. Экспозиция. Некоторое затухание активных дейс- твий. Команды перерабатывают новую информацию, определяют стратегию дальнейших действий, просто отдыхают. Развивается внутренняя игра, плохо отслеживаемая, а потому незаметная для мастеров. В этот период у мастеров появляется соблазн "под- толкнуть" активность игровых действий новыми вводными (в па- вильонных играх этот период практически незаметен). Кульминация. Прямое столкновение стратегичес- ких интересов отдельных команд. Развязка закулисных интриг. В этот период возникают крупные боевые столкновения, суды и т.п. крупномасштабные акции, что требует от мастеров повышенного внимания к соблюдению правил и техники безопасности. Финал. Команды решили поставленные задачи или осознали невозможность достижения игровых целей в сложившейся обстановке. Возникновение новых взаимоотношений между команда- ми и отдельными игроками. Окончание игры. Конец игры объявляется Главным мастером либо по прошествии определенного времени, либо по достижении основных целей игры, завершении интриг и разрешении противоречий. Прекращение игровых действий. Восстановление повседневного менталитета у игроков (особенно важно для многодневных выезд- ных игр). Приведение полигона в первоначальное состояние. ПОСЛЕИГРОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ После окончания собствено игры необходимо провести ряд меро- приятий аналитического и закрепляющего характера. Прежде всего, это разбор игры, проводимый сов- местно игроками и мастерами. Анализируются и оцениваются дейс- твия игроков, команд, мастерской группы. Выясняются причины неудач, мастера сообщают скрытые ранее интриги, игроки раскры- вают внутреннюю логику действий своих персонажей и т.д. Прово- дится сравнение исторического фона, послужившего источником сценария, и реально сложившейся игровой ситуации. Оцениваются и анализируются явные и скрытые различия. Мастера отвечают на все, даже самые нелицеприятные вопросы игроков. Доигрывание. Успешно проведенная РИ вызывает у игроков желание вновь окунуться в атмосферу игрового мира. Отыгрывание резко оборванных концом игры сюжетных линий, про- ведение нереализованных на игре "театралок", праздников по мо- тивам сюжета - все это может стать приемом внекласной работы со школьниками, способом организации их постоянного внешколь- ного досуга. Весьма целесообразно и полезно оформление памятных фотоаль- бомов, изготовление летописей, слайдов, видеоматериалов, фик- сирующих события игры, развивающих творчество игроков.<< Оглавление >>
К оглавлению библиотеки На главную страницу |