Ю.Лазарев РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Начиная преподавать курс истории мировой культуры по программе заслуженного деятеля искусств РТ Ю.А.Благова, мы ве- ли поиск новых методов и форм в преподавании этого предмета, позволяющих в полной мере проявить преимущества курса. Во-пер- вых, его интегративность - выход на проблемы и их обобщение, изучаючающиеся на уроках по истории общества, на занятиях сло- весности, музыки, изобразительного искусства (это можно сде- лать только изучая "стержень" культуры - менталитет, сознание человека конкретной культурно-исторической эпохи, в противном случае возникает опасность дублирования материала учебных предметов гуманитарного цикла). Во-вторых, осмысливая сознание древних культур, учащиеся приобщаются к духовному наследию че- ловечества. В-третьих, знакомясь с культурами иных стран и на- родов, школьники обогащают свою личную культуру - это уберега- ет от национального высокомерия. Видя перед собой опыт "ушед- ших" и "живущих" культур, учащиеся понимают, что блага и достижения, которыми они пользуются, появились и сохранились благодаря созидательному, а не разрушительному началу в об- ществе. Вступая в "сотворчество" с создателями великих памят- ников културы они понимают преимущество первого начала. Оче- видно, что преподавание курса позволяет решать не только учеб- ные, но и воспитательные задачи. Трехлетний опыт проведения РИ с учащимися свидетельствует о том, что материал по истории культуры, "пропущенный" через ролевое моделирование, усваивается школьниками гораздо прочнее и вызывает более яркие ассоциации. Учащиеся 8"В" класса экспериментальной школы N 9 (с кото- рыми Центр ролевых игр "Моргенштерн" начал работать, когда они были шестиклассниками) ответили на три вопроса: 1. Что для тебя ролевые игры. 2. Почему я играю (или не играю) в ролевые игры. 3. Какие ролевые игры больше всего мне понравились, поче- му; какие темы ты предложил бы для последующих игр? 87 % участников опроса написали, что РИ помогают при изу- чении и понимании истории общества, его культуры. Только один выразил сомнение, что моделируемая действительность совпадает с исторической реальностью, но признал за этим методом способ- ность обучать взаимоотношениям "между слоями населения в прош- лом". Остальные или не освоили этот метод, так как недавно учатся в нашей школе, либо видят в нем прежде всего средство отдыха (22 %), иногда мотивируют свою отстраненность отсутствием свободного времени (эту проблему поднимают 22 %). То, что РИ являются средством, развивающим их личность, спосо- бом работы над собой считают 43 % опрошенных. Учашимся нра- вятся РИ по самым разным эпохам и странам, 60 % предпочитают моделировать исторические ситуации средневековой Европы, 17 % желают "попасть" в Древнюю Грецию, еще 17 % понравились игры по древнему Востоку, остальные с восторгом вспоминают игру "Римская Британия". Подобное пристрастное отношение к эпохе и культуре сред- невековья наблюдается и в среде взрослых ролевиков, возможно, это объясняется не только романтическим ореолом, который окру- жает рыцарей и их прекрасных дам, но и тем, что подобная роле- вая деятельность позволяет реализовывать биологическую аг- ресивность. Интересно, что только 44 % , говоря о РИ употребляют гла- гол "играть" и его производные, как было предложено в воп- росах, остальные говорят об особом "чувствовании", "воплоще- нии", погружении в моделируемую эпоху, некоторые из них осоз- нают важность работы над образом, менталитетом своего персона- жа: "Главное... нужно найти цель и свои интересы в жизни на РИ. Иногда мне бывает очень трудно понять свой характер в иг- ре, но когда я нахожу начальную точку натуры образа, то играть становится особенно приятно. Мне кажется, что РИ нужны не только для осознания своего героя, но и для осознания своих собственных возможностей." С такими серьезными игроками можно "погружаться" в моделируемую историческую эпоху. За последний год подготовка к историко-культурным РИ ста- ла более тщательной, к разработкам сюжетов, ролей персонажей все активнее привлекаются опытные ролевики из учащихся. Кроме рекомендуемой к прочтению литературы, имеющейся в школьной библиотеке, школьники просматривают исторические фильмы, кото- рые комментируются, обсуждаются и критикуются учащимися, глу- боко изучившими эпоху по своей инициативе или согласно опере- жающему заданию преподавателя. Подобная форма работы дополняет занятия по изучению одежды, вооружения, обычаев, правил пове- дения, религии, искусства, уровня развития науки и техники, языка и письменности, взаимоотношений между группами общества, его хозяйства, форм правления. Возросли требования по работе с научной литературой и ис- точниками (раньше для участия в РИ достаточно было прочитать исторический роман), подготовка к игре превращается в олимпиа- ду знаний по истории определенного общества, его культуры и литературы. Например, подготовка к РИ по мифам Древней Греции задействовала всю параллель шестых классов, часть восьмикласс- ников и десятиклассников. Подобная работа проводится более систематично. Победители олимпиады могли продолжить изучение греческой мифологии более активными методами - была проведена серия ситуационных настольных РИ на понимание, умение ориенти- роваться в мифологической действительности. Наряду с анализом РИ стала использоваться новая форма - "пресс-конференция", на которой игроки делятся впечатлениями и опытом с однокласника- ми. Новые возможности для работы над РИ как учебной деятель- ностью дает видеотехника. Видеозапись игры позволяет "отстра- ниться" и, буквально, со стороны провести оценку своего обра- за. Подобный анализ совместно с традиционным обсуждением своих и чужих игровых действий после РИ позволяет, на мой взгляд, улучшить качество РИ за счет более тщательной подготовки и проведения.<< Оглавление >>
К оглавлению библиотеки На главную страницу |