"Евангелие от Гая" - текст, написанный к игре "Исландия-2", проводившейся в 1999 г. под Казанью. "Евангелие..." - книга, написанная еретическим проповедником, приехавшим на остров Дайн (что близ Исландии) нести свет веры язычникам.
И пусть люди легкодумные назовут весть мою гордыней, но это не так. Только ли святым апостолам зрившим Господа дано нести Весть Благую? Господь сотворил человека по образу и подобию своему, и Весть Благая не право, которое имеют избранные, не свидетельство избранности Господней, но долг человеческий. Ибо долженствовать образу Божьему - единственное, чему следовать надлежит.
Да благословенны будут святые апостолы, ибо им первым был явлен лик и учение Господне, и они явили учение Его всем людям. Благословенны будут все люди, жившие без малого тысячу лет назад, ибо они жили во времена явления Господа и донесли до нас учение Его.
Гай Монтэг, лекарь из Киренаики, не был свидетелем чудес Господних, не слушал речи Его, не слушал речи апостолов святых, ибо Они закончили уже свой земной путь. Но явлены были Гаю Монтэгу в пустыне египетской знамения Господни - Апокриф святого Иоанна и Вести Благие от святого Фомы и святого Филиппа. И видит Гай Монтэг свой долг человеческий в том, чтобы явить людям мысли, забытые ныне всеми церквами и пастырями.
Сказано в Евангелии от Фомы: "Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти."
Многие благоговейные и совестливые люди записывали Слово Божье, но лишь Дидиму Иуде Фоме открылась волею Божьей истина этих слов. Не тот достиг Истины и Царства Божьего, кто услыхал эти слова и проникся ими, но тот, кому посчастливилось, и снизошло на него истолкование Слова Божьего.
И не есть ли те пастыри духовные, что присвоили толкование Слова себе, очевидное явление сил зла, что пронизывает все сотворенное и существующее? Ибо мнят они всех людей недостойными образа Божьего и лишают их истины и благодати, равняя Слово Господа с законами человеческими, превращая в запреты и предписания то, что должно быть понято и истолковано.
Тяжкий груз - долженствовать образу Господа. И слаб кто, кто не в силах нести образ Божий на себе и на жизни своей, нуждаются они в пастырях. Ибо, не хватает если человеческое существо на человеческое существование по образу и подобию Божьему, то и ищет человеческое существо стада и пастыря. И живут существа человеческие в отягощенном злом мире, заменяя образ Божий маской пастырского благословения. "Прости их, Господи, ибо не ведают они, что творят!" - воскликнул Спаситель.
Не сказал Господь людям "плодитесь и размножайтесь", создал Господь человека по образу и подобию своему. Так что же от Господа в нас, сирых и убогих, слабых и беспомощных, жадных и злобных? В нас, что срослись с миром, отягощенным злом? Мы не подобны Господу в его могуществе, не подобны Господу в его благости, не подобны Господу в его любви, но подобны Господу тем, что можем творить то, что не похоже на нас, и что сотворено человеком обретает жизнь неизмеримо более долгую, нежели жизнь человеческая.
Зверь или птица творят себе подобных, и ничего иного не дано им.
Вырастил человек сад, и закончился его путь земной, но сад будет радовать многих еще людей. Ибо тем человек подобен Господу, что он есть начало творящее. Ибо только тогда человек подобен Господу, когда он создает, и созданное им обретает бытие, и начинает быть то, что без этого человека не стало бы быть.
Иисус сказал: "Блажен тот лев, которого съест человек и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.
Грех не в нарушении заповедей, грех внутри существа человеческого. Грех в отказе от образа Божьего. Не тот грешен, кто оступился, голову потерял и прелюбодействовал, вспылил и убил обидчика,- все это грехи земные, и да воздастся грешившим так от власти земной и соплеменников. В том лишь грешен человек перед Господом, что не создал ничего, что осталось бы на земле, когда окончится земной его путь. Ибо создать, что останется после и есть отличие человека от зверя, и есть образ Божий. Многие люди вняли призыву Господа к зверям и птицам: "Плодитесь и размножайтесь". И плодятся, и размножаются, и засосало их болото мира отягощенного злом.
Святой Филипп сказал: Человек - святой, свят весь, вплоть до тела его. Ибо, если он получит хлеб, он освятит его, или чашу, или другое все, что он получил,- он очищает это." И не страшен человеку, долженствующему образу Божьему мир отягощенный злом, ибо создавая малое, приближается человек к Богу, и создавая малое, творит мир иной, мир, оставленный злом.
Сказано в Евангелии от Фомы: "Ученики его спросили Его; они сказали ему: Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молится, давать милостыню и воздерживаться в пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого."
Не всем и не всегда должно взывать к Господу. Молящийся регулярно, не имеющий на то движения души, подобен пациенту плохого лекаря, который заставляет больных принимать пищу в определенное им время, а не по наступлению голода. Пастырь духовный как плохой лекарь: молись и кайся. И не спросит он готов ли человек воззвать к Господу, может ли он покаяться в грехе своем.
Приблизься, человек, к образу Божьему и придет твой черед воззвать к Господу, и найдешь ты слова молитвы и откроется тебе истина и благодать Господня.
Не тот язычник, кто не блюдет обрядов христианских, но тот, кто упорствует в грехе человеческом. Может человек ходить в церковь и причащаться, но быть язычником. И может язычник, не знающий буквы Слова Божьего, быть христианином, ибо долженствует он образу Божьему.
Обращение язычников придумали пастыри, ибо нет другого обращения заблудших к Господу кроме примера жизни своей. Говорит пастырь: я обратил целый город к Господу, но что изменилось при том в жизни человеческой? Отступило ли зло? Не отвечает пастырь.
Богопротивны обряды языческие, так говорят пастыри. Но не видят они движения души за обрядами, и служат не Господу.
Да прибудет с людьми благословение Господне.
Гай Монтэг
7 мая 998 года