А. Быков
Историческое моделирование,
реконструкция и ролевые игры.
Программа учебного курса
дополнительного образования
г. Пенза 2000г.
Автор: педагог дополнительного образования А.В.Быков
Рецензенты:
Востокова Н.П. Кандидат исторических наук, доцент Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского, председатель историко-этнографического Центра Пензенской области.
Белорыбкин Г.Н. Кандидат исторических наук, доцент Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского.
Рецензия
на программу учебного курса дополнительного образования
“Историческое моделирование, реконструкция и ролевые игры”
Быкова А.В.
Данная работа затрагивает следующие вопросы образования и воспитания: Обучение школьников основам обществознания, углубленное изучение истории, изучение археологии и ремесел; развитие умения анализировать и обобщать получаемый материал и, логически рассуждая, делать правильные выводы; развитие исторического мышления; развитие памяти, кругозора, воображения и эрудиции, умения формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения; воспитание интереса к истории и любви к родине; воспитание культуры межличностных отношений; воспитание в учащихся чувства собственной значимости в историческом процессе. Эти цели и задачи в наше время весьма актуальны.
Тематический план занятий составлен с учетом возрастных особенностей учащихся и способствует формированию научного мышления, поэтапно подготавливая учащихся к университетскому курсу.
В тематическом плане умело сочетаются теоретические и практические занятия, что способствует лучшему усвоению материала и поддерживает в учащихся постоянный интерес к занятиям. Кроме того – учиться играя – это наиболее легкий и эффективный способ обучения. В ходе ролевых игр школьники изучают историю “вживую”, получая не только теоретические, но и практические фундаментальные знания об истории и культуре.
Все вышеперечисленные достоинства позволяют сделать вывод, что данная авторская программа заслуживает самой высокой оценки и может быть рекомендована к использованию в учреждениях дополнительного образования.
Белорыбкин Г.Н. Кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой истории древнего мира, средних веков и археологии ПГПУ, доцент кафедры теории и методики обучения истории и обществознанию ИПКиПРО.
Пояснительная записка.
Внеклассная работа, хорошо организованная,
систематически и целенаправленно проводимая, -
одно из важнейших средств воспитания школьников.
А.Ф.Родин. “Массовые формы внеклассной работы по истории”
Предлагаемая программа дополнительного образования предназначена для школьников 5-10 классов средних школ.
В 1985 году в Москве детский клуб “Торнадо”, работавший под эгидой ДОСААФ, впервые в нашей стране, начал организацию сюжетно-ролевых игр для детей. Общая игровая ситуация обычно бралась из истории или литературы, а конечная цель игры состояла в том, чтобы научить ребенка самостоятельно ориентироваться в сложной и противоречивой обстановке, быстро принимать правильные решения, умело анализировать ситуацию. Причем, все это в условиях, “максимально приближенных к боевым”, - в свете тогдашней военно-патриотической направленности игр.
В 1991-92 годы резко выросло число официальных и неформальных ролевых клубов в Москве, Петербурге, Казани, Иваново, Ульяновске и многих других городах. Проводятся как однодневные, настольные или салонные игры, так и многодневные – выездные, число участников в которых достигает порой 300-400 человек. С 1994 года в таких играх принимают участие команды из Пензы. С 1996 года в Пензе проводятся собственные ролевые игры.
С середины 90-х годов, наряду с играми, основанными на книгах (в основном фантастических), особую популярность и широкое распространение приобрели ролевые игры по конкретным историческим эпохам. Два направления – ролевое движение и историческое моделирование (реконструкция) соприкоснулись и взаимообогатили друг друга. Кроме отмеченного уже достоинства ролевых игр (развитие у школьника коммуникативных качеств, умения быстро ориентироваться в сложной обстановке и эффективно решать поставленные задачи), исторические игры развивают в ребенке интерес к родной истории и истории всего мира, помогают понять исторические процессы изнутри, “на собственном опыте”.
Военно-спортивная составляющая дисциплины: историческое фехтование, и шире – основы военного дела средних веков – помогает направить в нужное русло энергию школьников, свести к минимуму травмоопасные ситуации, обучая их фехтованию различными видами оружия, ориентированию на местности, основам тактики и стратегии, дисциплине, коллективизму и взаимовыручке. Таким образом, воспитание детей, гарморнично, как интеллектуально, так и физически развитых, ведется без принуждения и формализма, в наиболее привлекательной для школьников форме военной игры.
Прикладная составляющая программы – историческая реконструкция предметов быта, костюмов, вооружения и защитного снаряжения Древней Руси X-XI века. Эта тема предполагает изучение и воссоздание предметов материальной культуры наших предков. Такие занятия помогают школьникам глубже понять и почувствовать историю нашей родины, прикоснуться к ней, в прямом смысле слова: Реконструкция проводится по материалам отечественной истории и археологии. Костюмы, доспехи, предметы быта и макеты оружия школьники, под руководством преподавателей, делают своими руками. Таким образом, своими силами создается реквизит для будущих ролевых игр. В то же время, учащиеся приобретают навыки шитья, работы с деревом, кожей, железом. Финалом обучения по такой программе является самостоятельная научная работа школьников в направлении исторической реконструкции и экспериментальной археологии.
Таким образом, можно выделить следующие цели:
2.Тематический план занятий (первый год обучения).
Наименование разделов и тем |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Всего часов |
Введение |
4 ч. |
- |
4ч. |
Тема 1. История Древней Руси и ее соседей в IX-XI вв. на основе школьного курса. |
5 ч. |
5 ч. |
10 ч. |
Тема 2. Культура и общественно-политические отношения Древней Руси . |
5 ч. |
5 ч. |
10 ч. |
Тема 3. Реконструкция костюма. |
4 ч. |
6 ч. |
10 ч. |
Тема 4. Реконструкция защитного снаряжения. |
5 ч. |
25 ч. |
30 ч. |
Тема 5. Изготовление муляжей боевого оружия. |
1 ч. |
5 ч. |
6 ч. |
Тема 6. Историческое фехтование. |
6 ч. |
24 ч. |
30 ч. |
Тема 7. Основы тактики и стратегии в массовом бою. |
10 ч. |
10 ч. |
20 ч. |
Тема 8. Понятие ролевой игры. |
4 ч. |
6 ч. |
10 ч. |
Тема 9. Исторические ролевые игры. |
4 ч. |
10 ч. |
14 ч. |
Всего по предмету |
48 ч. |
96 ч. |
144 ч. |
3. Содержание учебной дисциплины.(первый год обучения)
Введение.
Демонстрация изготовленных в клубе ранее костюмов, доспехов. Рассказ о проходивших мероприятиях. Общий обзор предлагаемых для изучения тем. Требования к занимающимся в клубе, их права и обязанности. Решение организационных вопросов.
Тема 1. История Древней Руси и ее соседей в IX-XI в. на основе школьного курса.
Образование Древнерусского государства. Племенные союзы в составе Древней Руси. Князья – генеалогия, годы правления. Древняя Русь в системе международной торговли. Международные отношения: Древняя Русь и Византия, Хазария, Скандинавские страны. Крещение Руси. Обучающая ролевая игра по истории Древней Руси.
Тема 2. Культура и общественно-политические отношения Древней Руси .
Материальная культура, быт и нравы Древней Руси. Обряды, празднества, традиции, фольклор. Христианство и язычество в древнерусской культуре. Система хозяйствования, структура власти в Древней Руси. Крестьянская община, бояре, князья и дружина. Ролевая игра “Княжий суд.”
Тема 3. Реконструкция костюма.
Основы кройки и шитья. Изобразительный материал и археологические данные по костюмам Древней Руси, этнографическая литература по народному костюму - Лекции. Изготовление костюмов: нижние рубахи и порты, шапка, пояс. Основы работы с кожей.
Тема 4. Реконструкция защитного снаряжения.
Изготовление стеганной куртки, стеганных рукавиц. Техника безопасности при работе с деревом, железом, электроинструментом. Основы работы с железом, деревом. Изготовление железных наручей: работа зубилом, ножницами по железу, электродрелью, клепка. Изготовление щита: изготовление железного умбона(холодная ковка), работы с деревом, фанерой.
Тема 5. Изготовление муляжей боевого оружия.
Копья: поход в лес за древками, обработка древков, пошив смягчающих наконечников для копий. Мечи: работа рубанком, шкуркой (скругление наконечников и рубящих граней, удаление заноз), изготовление и насадка защищающих кисть перекрестий, наверший. Топоры: изготовление муляжа топора из мягкой резины, обработка древка, насадка топора. Сулицы(метательные дротики): изготовление и проверка на безопасность.
Тема 6. Историческое фехтование.
Фехтование с мечем: Основные стойки. Передвижение во время боя. Атаки. Защиты. Контратаки. Работа с дистанцией. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.
Фехтование с топором и другим оружием ударного действия: отличия от мечевой техники. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.
Фехтование с копьем: стойки, атаки, защиты, контратаки. Перемещения с копьем. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.
Фехтование с мечем и щитом. Особенности. Стойки. Эффективная защита щитом. Способы раскрытия щитовой защиты. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.
Защита от копейщика, от стрелкового и мететельного оружия, как со щитом, так и без него. Работа с дистанцией.
Бой со смешанным оружием. Все комбинации. Хитрости и уловки. Использование в своих целях подручных средств и окружающей обстановки. Непрерывный бой. Соревнования.
Тема 7. Основы тактики и стратегии в массовом бою.
Тренировки – по несколько бойцов с каждой из сторон. Разбор ошибок. Способы взаимодействия соратников во время боя. Работа в парах, тройках. Способность держать строй, прикрывать товарища. Обход с флангов, удар с тыла, проламывание строя противника. Строй, дополненный копейщиками. Строй против стрелкового и метательного оружия. Маневрирование на местности. Использование особенностей рельефа в бою. Бой против численно превосходящего противника. Бой против уступающего числом противника, минимизация потерь. Штурм крепости. Бой в узком проходе (коридор, ворота). Военные столкновения в рамках выездной ролевой игры: дисциплина, взаимовыручка, патрульно-постовая служба и служба разведки. Бой в поле, штурм крепости, набег, партизанская война.
Тема 8. Понятие ролевой игры (РИ).
Основные термины и понятия (игрок, мастер, посредник, хиты, чипы, игровая и неигровая ситуация, информация, понятие отыгрыша роли, конкретного действия). Правила и необходимость их соблюдать. Функции мастера, игроков и других действующих лиц на игре. Культура общения на РИ. Настольные, салонные и выездные РИ. Подготовка РИ. Личные и командные вводные. Игровой антураж. Планирование в ходе подготовки к РИ. Проведение ролевых игр. Анализ проведенных ролевых игр. Круглый стол участников. Впечатления и выводы.
Тема 9. Исторические ролевые игры.
Особенности исторических РИ. Научно-исследовательская работа, как наиболее эффективный способ подготовки к исторической РИ. Воссоздание “духа эпохи”. Роль реконструкции предметов и реконструкции поведения. Способы и приемы, позволяющие добиться наибольшей исторической достоверности. Обряды и ритуалы, проводимые в рамках исторических РИ, степень исторической достоверности. Летописи, исторические документы и эпос (Русские былины, Шах Наме, Исландские саги, Калевала и др.) – как первоисточники при создании наибольшей исторической достоверности на игре.
4.Тематический план занятий (второй год обучения).
Наименование разделов и тем |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Всего часов |
Введение |
2 ч. |
- |
2ч. |
Тема 1. История Древней Руси и ее соседей в IX-XI вв. Углубленное изучение на основе первоисточников. |
10 ч. |
10 ч. |
20 ч. |
Тема 2. Культура и общественно-политические отношения Древней Руси, на основе первоисточников . |
10 ч. |
10 ч. |
20 ч. |
Тема 3. Этнографическая экспедиция. |
6 ч. |
18 ч. |
24 ч. |
Тема 4. Реконструкция костюма. Работа с археологическим и этнографическим материалом |
10 ч. |
20 ч. |
30 ч. |
Тема 5. Реконструкция защитного снаряжения. Работа с археологическим и изобразительным материалом |
10 ч. |
30 ч. |
40 ч. |
Тема 6. Историческое фехтование. |
6 ч. |
24 ч. |
30 ч. |
Тема 7. Тактика и стратегия в массовом бою. |
8 ч. |
22 ч. |
30 ч. |
Тема 8. Исторические ролевые игры. |
6 ч. |
14 ч. |
20 ч. |
Всего по предмету |
68 ч. |
148 ч. |
216 ч. |
5. Содержание учебной дисциплины. (второй год обучения)
Введение.
Рассказ о проходивших и предстоящих мероприятиях. Общий обзор предлагаемых для изучения тем. Требования к занимающимся в клубе, их права и обязанности. Решение организационных вопросов.
Тема 1. История Древней Руси и ее соседей в IX-XI в. Углубленное изучение на основе первоисточников..
Образование Древнерусского государства. Племенные союзы в составе Древней Руси. Князья, феодальные войны. Система наследования. Древняя Русь в системе международной торговли. Международные отношения: Обучающая ролевая игра по истории Древней Руси.
Тема 2. Культура и общественно-политические отношения Древней Руси на основе первоисточников.
Материальная культура, быт и нравы Древней Руси. Обряды, празднества, традиции, фольклор. Христианство и язычество в древнерусской культуре. Система хозяйствования, структура власти в Древней Руси. Крестьянская община, бояре, князья и дружина. Источники о Древней Руси. Русская Правда. Анализ летописей. Ролевая игра “Княжий суд.”
Тема 3. Этнографическая экспедиция.
Основы этнографии. Этнографическая экспедиция. Сбор и обработка результатов экспедиции.
Тема 4. Реконструкция костюма.
Основы кройки и шитья. Анализ изобразительного материала и археологических данных по костюмам Древней Руси. Анализ этнографической литературы по народному костюму. Изготовление костюмов: верхние рубахи и порты, плащ, шапка, пояс. Работа с кожей. Изготовление обуви.
Тема 5. Реконструкция защитного снаряжения.
Изготовление шлема: работа зубилом, на точильном круге, холодная ковка, клепка. Изготовление кольчуги: работа со станком для навивания колец, плетение кольчужного полотна. Изготовление чашуйчатых доспехов (ламинарных или ламеллярных): изготовление доспешных пластин, отверстий в пластинах, способы скрепления пластин между собой или прикрепления их к основе. Изготовление застежек и пряжек.
Тема 6. Историческое фехтование.
Фехтование с мечем: Основные стойки. Передвижение во время боя. Атаки. Защиты. Контратаки. Работа с дистанцией. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.
Фехтование с топором и другим оружием ударного действия: Отличия от мечевой техники. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.
Фехтование с копьем: Стойки. Атаки. Защиты. Контратаки. Перемещения с копьем. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.
Фехтование с мечем и щитом. Особенности. Стойки. Эффективная защита щитом. Способы раскрытия щитовой защиты. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.
Защита от копейщика, от стрелкового и мететельного оружия, как со щитом, так и без него. Работа с дистанцией.
Бой со смешанным оружием. Все комбинации. Хитрости и уловки. Использование в своих целях подручных средств и окружающей обстановки. Непрерывный бой. Соревнования.
Тема 7. Основы тактики и стратегии в массовом бою.
Тренировки – по несколько бойцов с каждой из сторон. Разбор ошибок. Способы взаимодействия соратников во время боя. Работа в парах, тройках. Способность держать строй, прикрывать товарища. Обход с флангов, удар с тыла, проламывание строя противника. Строй, дополненный копейщиками. Строй против стрелкового и метательного оружия. Маневрирование на местности. Использование особенностей рельефа в бою. Бой против численно превосходящего противника. Бой против уступающего числом противника, минимизация потерь. Штурм крепости. Бой в узком проходе (коридор, ворота). Военные столкновения в рамках выездной ролевой игры: дисциплина, взаимовыручка, патрульно-постовая служба и служба разведки. Бой в поле, штурм крепости, набег, партизанская война.
Тема 8. Исторические ролевые игры.
Особенности исторических РИ. Научно-исследовательская работа, как наиболее эффективный способ подготовки к исторической РИ. Воссоздание “духа эпохи”. Роль реконструкции предметов и реконструкции поведения. Способы и приемы, позволяющие добиться наибольшей исторической достоверности. Обряды и ритуалы, проводимые в рамках исторических РИ, степень исторической достоверности. Летописи, исторические документы и эпос (Русские былины, Шах Наме, Исландские саги, Калевала и др.) – как первоисточники при создании наибольшей исторической достоверности на игре.
Литература: