А. Быков
Историческое моделирование,
реконструкция и ролевые игры.

Программа учебного курса
дополнительного образования
г. Пенза 2000г
.

Автор: педагог дополнительного образования А.В.Быков

Рецензенты:
Востокова Н.П. Кандидат исторических наук, доцент Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского, председатель историко-этнографического Центра Пензенской области.
Белорыбкин Г.Н. Кандидат исторических наук, доцент Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского.

Рецензия

на программу учебного курса дополнительного образования
“Историческое моделирование, реконструкция и ролевые игры”
Быкова А.В.

Данная работа затрагивает следующие вопросы образования и воспитания: Обучение школьников основам обществознания, углубленное изучение истории, изучение археологии и ремесел; развитие умения анализировать и обобщать получаемый материал и, логически рассуждая, делать правильные выводы; развитие исторического мышления; развитие памяти, кругозора, воображения и эрудиции, умения формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения; воспитание интереса к истории и любви к родине; воспитание культуры межличностных отношений; воспитание в учащихся чувства собственной значимости в историческом процессе. Эти цели и задачи в наше время весьма актуальны.

Тематический план занятий составлен с учетом возрастных особенностей учащихся и способствует формированию научного мышления, поэтапно подготавливая учащихся к университетскому курсу.

В тематическом плане умело сочетаются теоретические и практические занятия, что способствует лучшему усвоению материала и поддерживает в учащихся постоянный интерес к занятиям. Кроме того – учиться играя – это наиболее легкий и эффективный способ обучения. В ходе ролевых игр школьники изучают историю “вживую”, получая не только теоретические, но и практические фундаментальные знания об истории и культуре.

Все вышеперечисленные достоинства позволяют сделать вывод, что данная авторская программа заслуживает самой высокой оценки и может быть рекомендована к использованию в учреждениях дополнительного образования.

Белорыбкин Г.Н. Кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой истории древнего мира, средних веков и археологии ПГПУ, доцент кафедры теории и методики обучения истории и обществознанию ИПКиПРО.

Пояснительная записка.

Внеклассная работа, хорошо организованная,
систематически и целенаправленно проводимая, -
одно из важнейших средств воспитания школьников.

А.Ф.Родин. “Массовые формы внеклассной работы по истории”

Предлагаемая программа дополнительного образования предназначена для школьников 5-10 классов средних школ.

В 1985 году в Москве детский клуб “Торнадо”, работавший под эгидой ДОСААФ, впервые в нашей стране, начал организацию сюжетно-ролевых игр для детей. Общая игровая ситуация обычно бралась из истории или литературы, а конечная цель игры состояла в том, чтобы научить ребенка самостоятельно ориентироваться в сложной и противоречивой обстановке, быстро принимать правильные решения, умело анализировать ситуацию. Причем, все это в условиях, “максимально приближенных к боевым”, - в свете тогдашней военно-патриотической направленности игр.

В 1991-92 годы резко выросло число официальных и неформальных ролевых клубов в Москве, Петербурге, Казани, Иваново, Ульяновске и многих других городах. Проводятся как однодневные, настольные или салонные игры, так и многодневные – выездные, число участников в которых достигает порой 300-400 человек. С 1994 года в таких играх принимают участие команды из Пензы. С 1996 года в Пензе проводятся собственные ролевые игры.

С середины 90-х годов, наряду с играми, основанными на книгах (в основном фантастических), особую популярность и широкое распространение приобрели ролевые игры по конкретным историческим эпохам. Два направления – ролевое движение и историческое моделирование (реконструкция) соприкоснулись и взаимообогатили друг друга. Кроме отмеченного уже достоинства ролевых игр (развитие у школьника коммуникативных качеств, умения быстро ориентироваться в сложной обстановке и эффективно решать поставленные задачи), исторические игры развивают в ребенке интерес к родной истории и истории всего мира, помогают понять исторические процессы изнутри, “на собственном опыте”.

Военно-спортивная составляющая дисциплины: историческое фехтование, и шире – основы военного дела средних веков – помогает направить в нужное русло энергию школьников, свести к минимуму травмоопасные ситуации, обучая их фехтованию различными видами оружия, ориентированию на местности, основам тактики и стратегии, дисциплине, коллективизму и взаимовыручке. Таким образом, воспитание детей, гарморнично, как интеллектуально, так и физически развитых, ведется без принуждения и формализма, в наиболее привлекательной для школьников форме военной игры.

Прикладная составляющая программы – историческая реконструкция предметов быта, костюмов, вооружения и защитного снаряжения Древней Руси X-XI века. Эта тема предполагает изучение и воссоздание предметов материальной культуры наших предков. Такие занятия помогают школьникам глубже понять и почувствовать историю нашей родины, прикоснуться к ней, в прямом смысле слова: Реконструкция проводится по материалам отечественной истории и археологии. Костюмы, доспехи, предметы быта и макеты оружия школьники, под руководством преподавателей, делают своими руками. Таким образом, своими силами создается реквизит для будущих ролевых игр. В то же время, учащиеся приобретают навыки шитья, работы с деревом, кожей, железом. Финалом обучения по такой программе является самостоятельная научная работа школьников в направлении исторической реконструкции и экспериментальной археологии.

Таким образом, можно выделить следующие цели:

  1. Обучение школьников основам обществознания, углубленное изучение истории, изучение археологии и ремесел.
  2. Развитие умения анализировать и обобщать получаемый материал и, логически рассуждая, делать правильные выводы. Развитие исторического мышления. Развитие памяти, кругозора, воображения и эрудиции, умения формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
  3. Воспитание интереса к истории и любви к родине. Воспитание культуры межличностных отношений. Воспитание в учащихся чувства собственной значимости в историческом процессе.
  4. 2.Тематический план занятий (первый год обучения).

    Наименование разделов и тем

    Теоретические занятия

    Практические занятия

    Всего часов

    Введение

    4 ч.

    -

    4ч.

    Тема 1. История Древней Руси и ее соседей в IX-XI вв. на основе школьного курса.

    5 ч.

    5 ч.

    10 ч.

    Тема 2. Культура и общественно-политические отношения Древней Руси .

    5 ч.

    5 ч.

    10 ч.

    Тема 3. Реконструкция костюма.

    4 ч.

    6 ч.

    10 ч.

    Тема 4. Реконструкция защитного снаряжения.

    5 ч.

    25 ч.

    30 ч.

    Тема 5. Изготовление муляжей боевого оружия.

    1 ч.

    5 ч.

    6 ч.

    Тема 6. Историческое фехтование.

    6 ч.

    24 ч.

    30 ч.

    Тема 7. Основы тактики и стратегии в массовом бою.

    10 ч.

    10 ч.

    20 ч.

    Тема 8. Понятие ролевой игры.

    4 ч.

    6 ч.

    10 ч.

    Тема 9. Исторические ролевые игры.

    4 ч.

    10 ч.

    14 ч.

    Всего по предмету

    48 ч.

    96 ч.

    144 ч.

     

    3. Содержание учебной дисциплины.(первый год обучения)

     

    Введение.

    Демонстрация изготовленных в клубе ранее костюмов, доспехов. Рассказ о проходивших мероприятиях. Общий обзор предлагаемых для изучения тем. Требования к занимающимся в клубе, их права и обязанности. Решение организационных вопросов.

    Тема 1. История Древней Руси и ее соседей в IX-XI в. на основе школьного курса.

    Образование Древнерусского государства. Племенные союзы в составе Древней Руси. Князья – генеалогия, годы правления. Древняя Русь в системе международной торговли. Международные отношения: Древняя Русь и Византия, Хазария, Скандинавские страны. Крещение Руси. Обучающая ролевая игра по истории Древней Руси.

    Тема 2. Культура и общественно-политические отношения Древней Руси .

    Материальная культура, быт и нравы Древней Руси. Обряды, празднества, традиции, фольклор. Христианство и язычество в древнерусской культуре. Система хозяйствования, структура власти в Древней Руси. Крестьянская община, бояре, князья и дружина. Ролевая игра “Княжий суд.”

    Тема 3. Реконструкция костюма.

    Основы кройки и шитья. Изобразительный материал и археологические данные по костюмам Древней Руси, этнографическая литература по народному костюму - Лекции. Изготовление костюмов: нижние рубахи и порты, шапка, пояс. Основы работы с кожей.

    Тема 4. Реконструкция защитного снаряжения.

    Изготовление стеганной куртки, стеганных рукавиц. Техника безопасности при работе с деревом, железом, электроинструментом. Основы работы с железом, деревом. Изготовление железных наручей: работа зубилом, ножницами по железу, электродрелью, клепка. Изготовление щита: изготовление железного умбона(холодная ковка), работы с деревом, фанерой.

    Тема 5. Изготовление муляжей боевого оружия.

    Копья: поход в лес за древками, обработка древков, пошив смягчающих наконечников для копий. Мечи: работа рубанком, шкуркой (скругление наконечников и рубящих граней, удаление заноз), изготовление и насадка защищающих кисть перекрестий, наверший. Топоры: изготовление муляжа топора из мягкой резины, обработка древка, насадка топора. Сулицы(метательные дротики): изготовление и проверка на безопасность.

    Тема 6. Историческое фехтование.

    Фехтование с мечем: Основные стойки. Передвижение во время боя. Атаки. Защиты. Контратаки. Работа с дистанцией. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.

    Фехтование с топором и другим оружием ударного действия: отличия от мечевой техники. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.

    Фехтование с копьем: стойки, атаки, защиты, контратаки. Перемещения с копьем. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.

    Фехтование с мечем и щитом. Особенности. Стойки. Эффективная защита щитом. Способы раскрытия щитовой защиты. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.

    Защита от копейщика, от стрелкового и мететельного оружия, как со щитом, так и без него. Работа с дистанцией.

    Бой со смешанным оружием. Все комбинации. Хитрости и уловки. Использование в своих целях подручных средств и окружающей обстановки. Непрерывный бой. Соревнования.

    Тема 7. Основы тактики и стратегии в массовом бою.

    Тренировки – по несколько бойцов с каждой из сторон. Разбор ошибок. Способы взаимодействия соратников во время боя. Работа в парах, тройках. Способность держать строй, прикрывать товарища. Обход с флангов, удар с тыла, проламывание строя противника. Строй, дополненный копейщиками. Строй против стрелкового и метательного оружия. Маневрирование на местности. Использование особенностей рельефа в бою. Бой против численно превосходящего противника. Бой против уступающего числом противника, минимизация потерь. Штурм крепости. Бой в узком проходе (коридор, ворота). Военные столкновения в рамках выездной ролевой игры: дисциплина, взаимовыручка, патрульно-постовая служба и служба разведки. Бой в поле, штурм крепости, набег, партизанская война.

    Тема 8. Понятие ролевой игры (РИ).

    Основные термины и понятия (игрок, мастер, посредник, хиты, чипы, игровая и неигровая ситуация, информация, понятие отыгрыша роли, конкретного действия). Правила и необходимость их соблюдать. Функции мастера, игроков и других действующих лиц на игре. Культура общения на РИ. Настольные, салонные и выездные РИ. Подготовка РИ. Личные и командные вводные. Игровой антураж. Планирование в ходе подготовки к РИ. Проведение ролевых игр. Анализ проведенных ролевых игр. Круглый стол участников. Впечатления и выводы.

    Тема 9. Исторические ролевые игры.

    Особенности исторических РИ. Научно-исследовательская работа, как наиболее эффективный способ подготовки к исторической РИ. Воссоздание “духа эпохи”. Роль реконструкции предметов и реконструкции поведения. Способы и приемы, позволяющие добиться наибольшей исторической достоверности. Обряды и ритуалы, проводимые в рамках исторических РИ, степень исторической достоверности. Летописи, исторические документы и эпос (Русские былины, Шах Наме, Исландские саги, Калевала и др.) – как первоисточники при создании наибольшей исторической достоверности на игре.

    4.Тематический план занятий (второй год обучения).

    Наименование разделов и тем

    Теоретические занятия

    Практические занятия

    Всего часов

    Введение

    2 ч.

    -

    2ч.

    Тема 1. История Древней Руси и ее соседей в IX-XI вв. Углубленное изучение на основе первоисточников.

    10 ч.

    10 ч.

    20 ч.

    Тема 2. Культура и общественно-политические отношения Древней Руси, на основе первоисточников .

    10 ч.

    10 ч.

    20 ч.

    Тема 3. Этнографическая экспедиция.

    6 ч.

    18 ч.

    24 ч.

    Тема 4. Реконструкция костюма. Работа с археологическим и этнографическим материалом

    10 ч.

    20 ч.

    30 ч.

    Тема 5. Реконструкция защитного снаряжения. Работа с археологическим и изобразительным материалом

    10 ч.

    30 ч.

    40 ч.

    Тема 6. Историческое фехтование.

    6 ч.

    24 ч.

    30 ч.

    Тема 7. Тактика и стратегия в массовом бою.

    8 ч.

    22 ч.

    30 ч.

    Тема 8. Исторические ролевые игры.

    6 ч.

    14 ч.

    20 ч.

    Всего по предмету

    68 ч.

    148 ч.

    216 ч.

     

    5. Содержание учебной дисциплины. (второй год обучения)

    Введение.

    Рассказ о проходивших и предстоящих мероприятиях. Общий обзор предлагаемых для изучения тем. Требования к занимающимся в клубе, их права и обязанности. Решение организационных вопросов.

    Тема 1. История Древней Руси и ее соседей в IX-XI в. Углубленное изучение на основе первоисточников..

    Образование Древнерусского государства. Племенные союзы в составе Древней Руси. Князья, феодальные войны. Система наследования. Древняя Русь в системе международной торговли. Международные отношения: Обучающая ролевая игра по истории Древней Руси.

    Тема 2. Культура и общественно-политические отношения Древней Руси на основе первоисточников.

    Материальная культура, быт и нравы Древней Руси. Обряды, празднества, традиции, фольклор. Христианство и язычество в древнерусской культуре. Система хозяйствования, структура власти в Древней Руси. Крестьянская община, бояре, князья и дружина. Источники о Древней Руси. Русская Правда. Анализ летописей. Ролевая игра “Княжий суд.”

    Тема 3. Этнографическая экспедиция.

    Основы этнографии. Этнографическая экспедиция. Сбор и обработка результатов экспедиции.

    Тема 4. Реконструкция костюма.

    Основы кройки и шитья. Анализ изобразительного материала и археологических данных по костюмам Древней Руси. Анализ этнографической литературы по народному костюму. Изготовление костюмов: верхние рубахи и порты, плащ, шапка, пояс. Работа с кожей. Изготовление обуви.

    Тема 5. Реконструкция защитного снаряжения.

    Изготовление шлема: работа зубилом, на точильном круге, холодная ковка, клепка. Изготовление кольчуги: работа со станком для навивания колец, плетение кольчужного полотна. Изготовление чашуйчатых доспехов (ламинарных или ламеллярных): изготовление доспешных пластин, отверстий в пластинах, способы скрепления пластин между собой или прикрепления их к основе. Изготовление застежек и пряжек.

    Тема 6. Историческое фехтование.

    Фехтование с мечем: Основные стойки. Передвижение во время боя. Атаки. Защиты. Контратаки. Работа с дистанцией. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.

    Фехтование с топором и другим оружием ударного действия: Отличия от мечевой техники. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.

    Фехтование с копьем: Стойки. Атаки. Защиты. Контратаки. Перемещения с копьем. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.

    Фехтование с мечем и щитом. Особенности. Стойки. Эффективная защита щитом. Способы раскрытия щитовой защиты. Хитрости и уловки. Непрерывный бой. Соревнования.

    Защита от копейщика, от стрелкового и мететельного оружия, как со щитом, так и без него. Работа с дистанцией.

    Бой со смешанным оружием. Все комбинации. Хитрости и уловки. Использование в своих целях подручных средств и окружающей обстановки. Непрерывный бой. Соревнования.

    Тема 7. Основы тактики и стратегии в массовом бою.

    Тренировки – по несколько бойцов с каждой из сторон. Разбор ошибок. Способы взаимодействия соратников во время боя. Работа в парах, тройках. Способность держать строй, прикрывать товарища. Обход с флангов, удар с тыла, проламывание строя противника. Строй, дополненный копейщиками. Строй против стрелкового и метательного оружия. Маневрирование на местности. Использование особенностей рельефа в бою. Бой против численно превосходящего противника. Бой против уступающего числом противника, минимизация потерь. Штурм крепости. Бой в узком проходе (коридор, ворота). Военные столкновения в рамках выездной ролевой игры: дисциплина, взаимовыручка, патрульно-постовая служба и служба разведки. Бой в поле, штурм крепости, набег, партизанская война.

    Тема 8. Исторические ролевые игры.

    Особенности исторических РИ. Научно-исследовательская работа, как наиболее эффективный способ подготовки к исторической РИ. Воссоздание “духа эпохи”. Роль реконструкции предметов и реконструкции поведения. Способы и приемы, позволяющие добиться наибольшей исторической достоверности. Обряды и ритуалы, проводимые в рамках исторических РИ, степень исторической достоверности. Летописи, исторические документы и эпос (Русские былины, Шах Наме, Исландские саги, Калевала и др.) – как первоисточники при создании наибольшей исторической достоверности на игре.

    Литература:

  5. А.Н. Кирпичников, В.Д.Сарабьянов Старая Ладога – столица Древней Руси. – Спб.,1996.
  6. Б. Романовской С метром по векам. - Л., 1985.
  7. Гумилев Л.И. От Руси к России. Очерки этнической истории. – М., 1992.
  8. Гумилев Л.Н. Тысячелентие вокруг Каспия. – Баку, 1991.
  9. История Средних Веков, т.1. под ред З.В.Удальцовой и С.П.Карпова. – М.,1990.
  10. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. – Л., 1985.
  11. Повесть временных лет: в 2т. - М.-Л., 1950.
  12. Программа курса “Отечесчтвенная история с древнейших времен до 1861 г.” (для студентов исторического факультета педагогического университета) сост. Н.А. Шарошкин, Т.Н. Кузьмина. – Пенза 1999.
  13. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.
  14. Седов В.В. Восточные славяне и в VI-XIII вв. Археология СССР. – М., 1982.

Скади и К°
Hosted by uCoz