А.И.Ермолаев
     РОЛЕВАЯ ИГРА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ

     Игра - неотъемлимая часть нашей жизни,  игра присутствует
в жизни любого достаточно высокоорганизованного животного. Бе-
жит ли кошка за бумажкой на веревочке,  бросается ли из засады
волчонок на принесенную ему матерью мертвую  птицу,  лупит  ли
мальчишка по футбольному мячу,  баюкает ли девочка куклу - все
это явления схожие:  игра подготавливает  к  будущей  деятель-
ности,  чему-то учит.
     Конечно, игра - это в первую очередь развлечение, но заг-
лянем в толковый словарь:  сколь многообразно это слово!  Один
играет роль на сцене театра,  другой играет на инстинктах тол-
пы,  третий ведет биржевую игру. И строгое академическое опре-
деление  (а  оно  таково:  "Игра - вид непродуктивной деятель-
ности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом
процессе"  [1]) не способно охватить все стороны этого многог-
ранного понятия.
     В отечественной  литературе имеется немало книг как мето-
дического (например,  [2]), так и теоретического плана [3], но
до  сих пор не создано сколько-нибудь приемлемой классификации
игр.  Понятие "Ролевые игры" до сих пор не имеет четкого опре-
деления  и  каждый  автор  подразумевает под этим что-то свое.
К примеру,  Гельфан Е.М.  и Шмаков С.А. пишут, что это "игры с
сюжетом и ролями" [4].
    Поскольку в последние пять - шесть лет появилось  немалое
количество людей,  профессионально  готовящих  подобные  Игры,
причем не для младшего (что было характерно в традиционной пе-
дагогике), а для среднего и старшего школьного возраста, необ-
ходимо пояснить, что понимаем под этим термином мы.
     Построим график,  иллюстрирующий виды вышеупомянутой неп-
родуктивной деятельности.  Горизонтальная ось будет показывать
степень свободы воли человека, совершающего какие-то действия.
На  одном ее конце - полная свобода воли,  можно сказать анар-
хия,  а на другом - абсолютная заданность действий,  например,
сценарий в театре. Традиционные игры попадут в среднюю область
этой оси: игроки связаны определенными правилами и ограничени-
ями,  исход  же игры неясен в том смысле,  что неведомо,  кому
улыбнется счастье.
     В этой области проведем вторую,  перпендикулярную ось, на
которой будем откладывать уровень сложности игры.  Внизу  ока-
жутся простейшие спортивно-гимнастические игры,  например, бег
на скорость,  или бросание чего-нибудь в мишень. Правила таких
игр  очень  просты,  цель однозначна,  и из двух играющих один
всегда окажется более быстрым или метким  -  других  вариантов
развития событий просто нет.
     На верхнем конце этой оси - ситуационно-игровое поведение
человека в различных жизненных ситуациях, заставляющих его на-
деть определенную маску и действовать далее, не выходя из это-
го образа.  Это может быть маска затюканного подчиненного, или
маска разгневанного  отца,  или  маска  обиженной жены.
     В цетре  графика  окажется область,  которую мы обозначим
как Ролевые Игры (РИ).  Итак, если попытаться давать более или
менее точное  определение,  то  РИ  - это игра высокого уровня,
имитация какой-либо деятельности  или  поведения,  по  степени
сложности  моделируемого мира сопоставимая с театральным спек-
таклем,  но отличающаяся от него отсутствием заранее заданного
сценария.  Участникам  РИ  предлагается подробно описанная на-
чальная ситуация и их собственные образы,  как субъектов  этой
ситуации, а далее они обладают полной свободой действий в рам-
ках специально разработанных правил.



     Подобием РИ являются военные маневры,  а с весьма  плохим
вариантом  РИ мы все были знакомы лет 10 - 20 назад - это была
приснопамятная пионерская "Зарница", довольно бледненькая, как
по  степени  проникновения в создаваемый мир,  так и по уровню
подготовки этой игры.
     Вообще же,  РИ  существовали всегда,  и этому можно найти
немало примеров в литературе. Я хочу привести несколько цитат,
которые подтвердят мои слова, а заодно и помогут классифициро-
вать РИ по месту проведения.
     Для начала откроем послесловие к книге Стивенсона "Остров
сокровищ" [5]:  " На темном и низком чердаке своего  домика  в
Давосе  Стивенсон  играет  со своим маленьким пасынком Ллойдом
Осборном в солдатики и  неделями  с  увлечением  проводит  ка-
кую-нибудь  сложную операцию по всем правилам настоящей войны.
Пол расчерчен мелом наподобие карты,  устроены горы, реки, до-
роги и шоссе,  болота и заболоченные, нездоровые зоны, проходя
через которые, войска теряют известный процент заболевших сол-
дат.  Учтены относительная скорость передвижения пехоты и кон-
ницы, влияние погоды, обеспеченность снабжением; издаются при-
казы, бюллетени, газеты, причем один "редактор" за разглашение
военной тайны был даже повешен "генералом Осборном",  и взамен
его газеты стал выходить другой,  менее болтливый орган.  Сло-
вом, эта комнатная война велась ими всерьез."
     Перед нами  прекрасное  описание  одной из так называемых
настольных ролевых игр.  Она далеко ушла от обычной, неро-
левой  настольной  игры,  в  которую  все  мы  играли в раннем
детстве: там надо было провести свою фишку по определенной ли-
нии, выкидывая на кубике число ходов. Хотя техническое обеспе-
чение так и осталось  несложным  -  в  простейшем  случае  для
настольной РИ не нужно ничего, кроме карандаша и бумаги.
     Несколько сложнее павильонная ролевая игра,  которая  ве-
дется реальными персонажами.  Давайте вспомним,  как Том Кенти
из повести Марка Твена "Принц и нищий" разыгрывает роль Принца
в своем Дворе Отбросов:  "Прошло немного времени,  и Том завел
себе настоящий королевский двор. Он был принцем; его ближайшие
товарищи были телохранителями, камергерами, придворными лорда-
ми,  статс-дамами и членами королевской фамилии.  Каждый  день
самозванного принца встречали по церемониалу,  вычитанному То-
мом из старинных романов;  каждый день великие дела его мнимой
державы обсуждались на королевском совете; каждый день его вы-
сочество мнимый принц  отдавал  приказы  воображаемым  армиям,
флотам и заморским владениям."
     Павильонная РИ, как правило требует наличия соответствую-
щих костюмов у участников,  проработки свода правил и создания
сети сюжетных линий,  а также присутствия специально подготов-
ленных людей,  называемых Мастерами, обеспечивающих нормальное
прохождение хода игры.
     Наконец, бывают выездные ролевые игры,  или игры на мест-
ности. Обратимся опять к Марку Твену. Как мы помним, Том Сойер
и его товарищи из повести "Приключения Тома Сойера" убегают на
остров  и  живут там несколько дней,  не выходя из придуманных
ими для себя ролей - сначала как пираты,  а потом - как индей-
цы:  "Мало-помалу  они  разделились на три враждующих племени.
Испуская страшные воинственные кличи, они выскакивали из заса-
ды  и  кидались друг на друга,  убивая и скальпируя неприятеля
целыми тысячами.  Это был кровопролитный день,  и они остались
им очень довольны.  К ужину они собрались в лагере, голодные и
счастливые.  Но тут возникло небольшое затруднение: враждующие
индейцы должны были тотчас же заключить между собой мир, иначе
они не могли преломить хлеба дружбы; но как же можно заключить
мир,  не  выкурив трубки мира?  Где же это слыхано,  чтобы мир
заключался без трубки?" 
     Выездные игры проводятся обычно за городом,  иногда в те-
чение нескольких дней, требуют специально подобранной террито-
рии, а также достаточно долгой подготовки.  Самые сложные обя-
занности ложатся на группу Мастеров,  которые готовят и прово-
дят такие игры.
     Итак, имеется три основных типа РИ. Для любого из них не-
обходим сценарий, что вовсе не означает, как я уже сказал, за-
данности  действий  персонажа,  а всего лишь позволяет описать
ситуацию,  имеющуюся  на  начало  игры.  Игроки  должны  четко
представлять себе,  кто они есть, знать биографию персонажа, а
также историю и реалии того мира, в котором они "живут". В ка-
честве  исходного  материала  для сценариев РИ могут использо-
ваться:
     1) литературное произведение. Подростки любят играть в РИ
по сюжетам известных приключенческих или фантастических  книг.
Предпочтение здесь отдается тому произведению,  которое позво-
ляет создать многоплановый мир со  сложными  взаимоотношениями
персонажей  и интересными поворотами сюжета.  Часто в качестве
источника берутся книги знаменитого английского писателя Джона
Рональда Руэла Толкиена. Это вызвало к жизни занимательное яв-
ление - игры "по Толкиену", иначе называемые "Хоббитские Игри-
ща"  (ХИ),  которые  стали отдельным общественным движением со
своими традициями, историей, фольклором и прочим.
     2) историческая ситуация. Выбор громаден - любые народы и
любой период, лишь бы было интересно участникам.
     3) выдуманная фантастическая ситуация. Здесь организаторы
игры сами создают мир,  выдумывают его законы (физические, ма-
гические, юридические). При этом иногда используются отдельные
идеи каких-то произведений,  бывает и так,  что выдуманный мо-
мент вписывают в реальную историю (ну,  почему бы не отправить
в Константинополь группу путешественников во времени?).
     Еще одним  и, может быть, самым важным для классификации
игр вопросом,  является вопрос о целях РИ. Цель игры бывает:
     1) развлекательная, иначе - рекреационная
     2) лечебно-психологическая
     3) обучающая
     Что такое  развлекательные  игры,  в  основном понятно из
термина, хотя такие сложные игры, как ХИ, лишь с некоторой на-
тяжкой могут быть названы  развлекательными.
     Обучающим  играм посвящен весь настоящий сборник.
     Примером использования игры для лечебных  целей  является
так называемая игровая терапия (play therapy), которая выросла
из попыток приложить к детям технику психоанализа, хотя потом,
вроде бы, переросла эти рамки. Попытки разработать такую тера-
пию начали предприниматься еще в 30-х годах нашего века,  а  в
дальнейшем  литература  по этому вопросу стала расти настолько
быстро,  что что в  библиографическом  журнале  "Psychological
Abstracts" начиная с 1948 г. была введена специальная рубрика.
     Вообще-то Зигмунд Фрейд оказал немалое влияние на  разра-
ботку  общих вопросов психического развития ребенка и его идеи
сказались на представлениях знаменитого французского психолога
Жана Пиаже  о  природе  детской  игры.  Эта  концепция вошла в
детскую психологию под названием теории двух миров.
     Если для чистых психоаналитиков ребенок бежит от тягостей
действительности в мир игры, то для Пиаже мир игры есть остат-
ки еще не вытестенного действительностью (миром взрослых) изна-
чального мира желаний. Несмотря на это различие, у Пиаже как и
у психоаналитиков,  мир взрослых и мир ребенка изначально про-
тивостоят друг другу как  враждебные  силы.  Первый  вытесняет
второй, второй,  по возможности, сопротивляется первому. Пост-
роенные на разных принципиальных основах,  чуждые друг  другу,
они непримиримы (см. [6]).
     Отечественная психологическая  школа традиционно дискути-
ровала по этому вопросу как с Фрейдом,  так и с Пиаже,  в кон-
цепции которого неверными считались уже предпосылки. Однако, в
отношении ответа на вопрос "А играют ли взрослые?",  советские
психологи вполне солидаризировались с Пиаже: "На основе этног-
рафических данных мы приходим к выводу,  что в современном об-
ществе взрослых развернутых форм игры нет,  ее вытеснили и за-
местили,  с одной стороны, различные формы искусства, а с дру-
гой - спорт" [3, с. 20].
     Для тех,  кто занимается проведением РИ, такая точка зре-
ния неприемлема. Нам несомненно ближе мысли выдающегося нидер-
ландского  философа  Йохана Хейзинга,  написавшего в 1938 году
книгу "Homo ludens"  (Человек  играющий),  давно  уже  ставший
классическим  труд  о  сущности  и значении игры как источника
культуры.  Он считает,  что игра - это  наиболее  естественное
состояние любого человека. По его словам: "Не будучи обыденной
жизнью, она [игра] лежит за рамками процесса непосредственного
удовлетворения  нужд  и страстей.  Она прерывает этот процесс.
Она вклинивается в него,  как временное действие, которое про-
текает  внутри  себя самого и совершается ради удовлетворения,
приносимого самим совершением действия...  Но уже в этом своем
качестве  возобновляемого разнообразия он становится сопровож-
дением,  приложением, частью жизни вообще. Она украшает жизнь,
она дополняет ее и вследствие этого является необходимой" [7].
     "Весь мир - театр, а люди в нем - актеры". Если верно это
утверждение, то мир - это,  скорее не театр, а грандиозная ро-
левая игра,  или даже несколько переплетенных РИ, идущих с на-
шим участием на протяжении всей жизни.
     Бывают моменты,  когда  население  целых стран вступает в
Большую игру (я, конечно, имею в виду не парламентские выборы,
а Карнавал, традиции которого занимают большое место в культу-
ре многих народов).  Сравнение карнавала  с  игрой  достаточно
традиционно,  по словам Т.Чернышевой: "Карнавальное переодева-
ние мира у младенческих народов  имело,  безусловно,  познава-
тельное  значение,  как и игры детей.  Играя с миром,  человек
познавал его,  испытывал  его  прочность,  искал  границы  его
пластичности?" [8].
     Аналогией карнавала на Руси была масленица (неделя, пред-
шествующая Великому посту). Вплоть до 16-го века в обычае были
кукольник с Петрушкой, кулачные бои, ряженные и т.д. В некото-
рых местах (Симбирская и Пензенская губернии) строились на ре-
ке  городки из снега с башнями,  двумя воротами и прорубью,  а
мальчики разделялись на две партии - наступающую и  защитников
города.
     Все это  наследие еще более древних языческих игрищ,  ибо
отличительные черты древне-римских весенних празднеств (очище-
ние водой,  ряженые, процессии, беготня по улицам) имеют много
общего как с западно-европейским карнавалом,  так и с  русской
масленицой [9]. Можно увидеть также связь и с древнегречески-
ми Дионисиями.
     И хотя в 18 - 19 веках почти во всех проявлениях культу-
ры игровой  элемент  отступает  на задний план,  мы согласны с
Хейзинга, "что фундамент культуры закладывается  в  благородной
игре и  что  культура  не  должна  терять это игровое содержа-
ние, дабы развить свои самые высокие качества в стиле и  досто-
инстве... Ее  [подлинной игры] дух и ее атмосфера - радостное
воодушевление, а не истерическая взвинченность" [7].  Согласи-
тесь, что это одна из тех вещей, которые так нужны нам в конце
двадцатого столетия.  Если Ролевые игры хоть чуть-чуть помогут
молодежи в обретении психологического комфорта, то Центр Роле-
вых игр будет считать свою задачу выполненной.

                         Литература:
     1. Советский Энциклопедический Словарь. - Изд. 4-е. - М.,
1990. - с. 480.
     2. Дедок А.А.,  Пикулина З.Я. Игры на местности. - Минск,
1956. - 152 с.
     3. Эльконин Д.Б.  Психология игры. - М., 1978. - 304 с.
     4. Гельфан Е.М.,  Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. -
М., 1971. - 104 с.
     5. Кашкин И.А.  Роберт Льюис Стивенсона // Стивенсон Р.Л.
Остров сокровищ. - М., 1957. - с. 445 - 454.
     6. Пиаже Ж.  Речь и мышление ребенка. - М., 1932.
     7. Хейзинга  Й.  Homo  ludens:  Опыт определения игрового
элемента культуры. - М., 1992.
     8. Чернышева Т.А. Природа фантастики. - Иркутск, 1984.
     9. Миллер В.  Руская масляница и западно-европейский кар-
навал. - М., 1884.

<<   Оглавление   >>

К оглавлению библиотеки
На главную страницу
Hosted by uCoz