Программа развития
ГЦРИ "Факел"
КУП "Подросток"
на 2001-2004 г.

(разработана коллективом ГЦРИ при помощи и поддержке Казанской молодежной общественной организации "Игровые технологии в образовании".)

1.Цели и задачи.

Программа направлена на расширение сферы деятельности Центра ролевых игр, разработку и внедрение новых игровых методов по работе с подростками и молодежью, распространение накопленного центром опыта по использованию средств ролевой игры и работы с ролью для образования и воспитания, формирование групп квалифицированных кадров для проведения игр. В программе предполагается задействовать сложившийся контенгент клуба "Факел" (старшеклассники, студенты и молодые педагоги), а также планируется работа со школьниками среднего и старшего звена, студентами колледжей и вузов, посещающими клубы КУП "Подросток", педагогами КУП "Пдоросток" и других образовательных и досуговых организаций.. Предполагается продолжение работ, проводимых ГЦРИ в настоящее время (ролевые игры, молодежные праздники, семинары и конвенты), а также внедрение новых форм работы в направлении игрового образования и досуга (турниры по настольным играм, выездные спектакли, краткосрочные игровые лагеря).

2.Актуальность программы.

Задача по организации досуга подростков в данный момент решается множеством учреждений: школьными кружками, центрами детского творчества и т.п. Но в большинстве случаев организация досуга подростка строится на основе учебных занятий, факультативов и кружков в школах и системах дополнительного образования. В результате получается, что свое свободное время, в которое подросток общается со сверстниками и в которое в основном и формируется его мировоззрение, подросток проводит вне систем образования и досуга подростков, в молодежных сообществах, которые неподконтрольны педагогам и социальным работникам.

Таким образом происходит разрыв между педагогами и подростками, взрослым очень трудно попасть в молодежные сообщества, а подростки не встречают со стороны взрослых желания понимать их и говорить на равных.

По нашему мнению, одной из попыток преодолеть этот разрыв является работа методом ролевых игр. Ролевая игра (далее " РИ) позволяет подростку "примерить" на себя различные способы поведения, попробовать свои силы в сложных ситуациях, требующих быстрого решения, выбрать для себя приемлмый набор персонажей для исполнения социальных ролей. Несомненный плюс ролевой игры состоит в том, что вхождение в игру как правило происходит легче и быстрее, чем вхождение во взрослое или престижное молодежное сообщество, а навыки, получаемые в игре, позволяют в реальной жизни легко общаться и со сверстниками и со взрослыми, добиваться поставленных целей, не теряться в сложных ситуациях. Кроме того, атмосфера клуба, равноправного общения подростков и старших с доверием и взаимным уважением, позволяет школьникам повысить свою самооценку, увериться в собственных силах.

Еще одним важным достоинством РИ является то, что она формирует молодого человека-лидера, уверенного в себе, легко находящего контакт с малознакомыми людьми, способного понятно и осмысленно излагать свои доводы и мысли. Многие подростки, занимаясь в кружках ролевых игр, сами начинают проводить игры, осваивая при этом довольно сложную интелектуальную и творческую работу.

Таким образом, работа по проведению ролевых игр и применению других игровых методов позволяет проводить воспитательную и социальную работу с подростками в формах, привлекательных для самих подростков. Игровые методы прекрасно зарекомендовали себя в работе как с интеллектуально ориентированными школьниками, так и с "трудными" подростками.

Настоящая программа направлена на расширение контенгента подростоков и молодежи, охваченных движением ролевых игр, и на развитие и разнообразие применяемых игровых методов силами подготовленных Центром квалифицированных кадров.

3.Используемые формы работы.

В качестве ключевых направлений программы выбраны следующие:

Краткосрочные игровые лагеря.

Настольные ролевые игры.

Выездные мини-спектакли.

Обеспечением этих направлений служат существующие уже в ГЦРИ кружки исторического моделирования, игрового фехтования, стратегических игр и сценической подготовки. Кроме того, необходимо образование (или восстановление по существующим программам) следующих кружков: танцевальной студии, кружка антуража и реквизита, школы игротехники.

Выбор этих направлений основан на следующих соображениях.

Краткосрочные игровые лагеря. Опыт двухлетней работы по клубам КУП "Подросток" показал, что короткие ролевые разминки или настольные игры по сюжету с продолжением, проводимые раз или два в месяц, с малоигравшим контенгентом, привлекает интерес подростков к игре и позволяет им освоить основы работы с ролью. Но применить в полной мере полученные навыки и получить полноценную игровую подготовку не позволяет отсутствие места проведения долгосрочных игр (большая ролевая игра с качественным включением в сюжет требует как минимум суток). Поэтому мы планируем проведение выездных игр, оформленных, как краткосрочные игровые лагеря сроком проведения от двух до пяти суток. Подобные мероприятия требуют включения в группу организаторов инструкторов по туризму, наличие туристического инвентаря, договоренностей с лесничеством, на территории которого будет провдиться лагерь и других действий, требуемых для провдедения краткосрочного туристического маршрута. Тем не менее затраты на проведения подобного лагеря сравнительно невелики (см. смету), а образовательный эффект, богатые впечатления и опыт, полученный подростками, вполне ощутимы и сравнимы с эффектом работы смены в обычном выездном лагере. Тематика игр может быть самой разнообразной " от материала по истории родного края, мировой истории, до экономических, юридических, управленческих сюжетов (если перед игрой ставятся образовательные цели); кроме того, такой лагерь может быть использован как увлекательная форма досуга " в таком случае сюжет моджет быть фантастическим, приключенческим, заимствованным из популярных фильмов и т.п. Досуговые игры могут нести в себе воспитательное содержание, вне зависимости от используемого материала игры.

Настольные ролевые игры. Это направление обещает быть наиболее массовым, поскольку в отличие от классической ролевой игры, требующей длительной подготовки, антуража, костюмов, настольная игра проводится по жестко формализованным правилам, а в качестве реквизита требует только распечатанных бланков и письменные принадлежности. В ряде игр используется готовый, изданный типографским способом реквизит, хотя такие игры, как правило, более дороги в финансовом плане. Важной особенностью настольных игр является то, что по ним можно проводить турниры и соревнования, поскольку в них есть четкие критерии победы и поражения. При том, что настольные игры являются более простыми, нежели салонные и выездные ролевые игры, они очень увлекательны и позволяют подростку быстро включиться в игру. Планируется применение настольных игр для пробуждения интереса подростков к игре, часть участников настольных игр могут потом включаться и в более сложные игры. Для остальных участников настольных РИ это может стать просто увлекательным хобби, интеллектуальным спортом. По многим настольным играм проводятся российские и международные турниры, в которых мы планирум участие команд, подготовленных в работе по настоящей программе.

Выездные мини-спетакли. Под мини-спектаклями здесь имеется в виду жанр театрального искусства, расчитанный на детей и подростков, сочетающий в себе элементы театральной постановки и игры либо конкурса. По времени такой спектакль занимает не более часа, а реквизита и оборудования требует гораздо меньше, чем театральное представление, поэтому применена приставка "мини-". Планируется подготовка таких мини-спектаклей по истории Казани, приуроченных к тысячелетию города, а также театральных постановок по классическим и современным драматургическим сюжетам. Демонстрация спектаклей расчитана на детскую и подростковую аудиторию, на малых сценах (в подростковых клубах, школах и т.п.) с использованием минимального реквизита. Цели мини-спектаклей " просветительские, образовательные, направленные на эстетическое воспитание. Кроме того, участие в мини-спектаклях позволит их участникам повышать свою игровую квалификацию.

Все указанные направления являются инновационными. Часть из них зафиксированы в авторских программах ГЦРИ, некоторые требуют дополнительной доработки.

4. Содержание программы.

2001-2002 учебный год. Разработка сценариев краткосрочных выездных лагерей. Подготовка групп организаторов лагерей из числа старших школьников и студентов, посещающих ГЦРИ. Работа по клубам КУП "Подросток", направленная на подготовку к лагерям. Проведение салонных игр на базе клубов КУП "Подросток" и школ. Закупка оборудования для лагерей. Проведение летом 2002 г. 2-3-х пробных лагерей.

Разработка модулей настольных ролевых игр, организация кружков настольных игр на базе клубов КУП "Подросток". Проведение городских турниров по настольным играм и регионального турнира по игре "Magic The Gathering".

Подготовка сценариев и постановка мини-спектаклей, пошив костюмов и изготовление реквизита. Премьеры мини-спектаклей на мероприятиях КУП "Подросток".

2002-2003 учебный год. Складывание подростковых команд для будущих лагерей на базе клубов КУП "Подросток", привлечение к работе по подготовке лагерей педагогов, работающих в этих клубах. Проведение обучающих семинаров по методике РИ для педагогов. Расширение круга контактов с туристическими станциями и досуговыми организациями. Проведение весной-осенью 2003 г. 5 лагерей. Включение в команды организаторов педагогов КУП "Подросток".

Участие во всероссийских мероприятиях по настольным играм, подготовка турнирных команд для выездов на турниры в другие города. Проведение городских и региональных турниров.

Проведение выездных мини-спектаклей на мероприятиях и в клубах КУП "Подросток" и по школам г. Казани. Постановка новых спектаклей к тысячелетию Казани.

2003-2004 учебный год. Семинары по повышению квалификации по методике РИ для организаторов краткосрочных игровых лагерей. Обобщение технологии и методики краткосрочных игровых лагерей. Издание методических материалов. Консультации по проведению лагерей для обученных в течение двух лет групп, проведение игровых лагерей. Выезды на всесоюзные ролевые игры с командами, подготовленными в работе по программе.

Разработка новых настольных игр, издание отработанных модулей. Прдолжение турнирной деятельности при сотрудничестве с клубами настольных игр других городов.

Постановка большого спектакля по истории Казани. Проведение показов мини-спектаклей. Премьера большого спектакля.

5.Ожидаемые результаты.

Основным результатом программы планируется создание двух массовых технологий с досуговым и образовательным содержанием " технологии краткосрочных игровых лагерей и настольных игр, адаптированных к специфике работы с подростками и молодежью в условиях г. Казани. Под технологией подразумевается как разработка методических материалов, доступных для применеия заинтересованными коллективами, так и складывание и подготовка групп, освоивших эти методики.

Отдельным результатом программы будет являться развертывание просветительной и эстетически-воспитательной работы в рамках направления постановки и показа мини-спектаклей. Кроме того, коллектив, участвующий в этой работе будет привлекаться для создания зрелищности и антуражности всех мероприятий программы, а также для рекламы и социального PR-а программы.

К оглавлению библиотеки
На главную страницу
RJB.RU RJB.ru представляет уникальную кадровую технологию S3 для подбора персонала и размещения резюме. Search. Submit. Success. RJB.ru - удачный сервис для успешного бизнеса.
Hosted by uCoz