Л. Смеркович

Миф и психика в игре

1. Под мифом здесь я понимаю следующий феномен. У 
человека есть представления о действительности (разумеется не у 
каждого человека они осмыслены и обладают целостностью). 
Эти представления формируют мир, в котором живет данный 
конкретный человек в том смысле, что явления, присутствующие 
в этом мире напрямую зависят от представлений человека. 
Самый тупой пример: если человек верит в биоэнергетику, 
то его может вылечить экстрасенс. Человек будет ощущать на 
себе воздействие экстрасенсорики, советы экстрасенса будут для 
него значимы, следование этим советам скорее всего даст 
желаемый эффект. Напротив, если в представлениях человека нет 
биоэнергетики, то на него могут махать руками десять 
экстрасенсов разом, а он будет чувствовать только легкий 
сквозняк, и то если размахивать руками будут очень интенсивно.
Возможны и более сложные и тонкие проявления мифа. Но в 
любом случае миф, будучи сформированным (т.е. если 
представление не оставляет у человека сомнений) активно влияет 
на все, что окружает человека. Те явления, которые не 
укладываются в его представления, человек попросту не 
замечает. Те же, которые работают на подтверждение 
представления, попадаются на каждом шагу.
Таким образом, любое представление, формирующее мир 
человека, есть миф. Это представление может быть религиозным, 
философским, научным, мистическим и каким угодно еще.
2.  Миф живет по своим собственным законам. Очень 
распространенная людская иллюзия - возможность управлять 
собственной жизнью. По большому счету это верно, но между 
человеком и этой возможностью стоит миф, и  воздействовать на 
свой мир можно только через него. Игнорируя миф, человек как 
правило попадает в ловушку - миф начинает преподносить 
своему носителю сюрпризы, повлиять на которые можно только  
работая с мифом, а это очень  затруднительно сделать, если не 
принимать наличие мифа в расчет. Очень распространенный 
случай ю человек считает, что страдание есть неотъемлемый 
спутник умного(интеллигентного, тонко чувствующего, 
талантливого , нужное подчеркнуть) индивида, и при этом 
постоянно удивляется, почему его преследуют неприятности 
(особенно обидно, когда они мелкие и досадные, типа упал в 
лужу). Миф честно работает на своего носителя, подтверждая его 
крутость и непонятость, а человек еще чем-то недоволен. 
Работая с мифом, мы учимся изменять свою жизнь в нужном 
нам направлении, а не обычным  методом тыка. Для этого нам 
приходится разговаривать с мифом на его собственном, 
мифологическом языке, поскольку  другого он не понимает.
3.  Карл Густав Юнг выделил следующую особенность мифа. 
Миф существует в области бессознательного, т.е. его невозможно 
понять, проанализировать и осмыслить с помощью сознания. 
Возникает вопрос: как же тогда возможна работа с мифом? Ведь 
мы привыкли работать с сознанием и ни с чем иным. На это 
можно ответить, что человечеству известно множество способов 
простроить связь между сознательным и бессознательным - 
религиозные, мистические, психотерапевтические способы. 
Однако, выбрать свой способ из списка чужих невозможно - 
можно построить только свой собственный. Но для этого 
сначала необходимо получить свое собственное представление о 
мифологии.
4.  Соавтор Юнга венгерский филолог Карл Кереньи 
проделал колоссальную работу по исследованию различных 
мифологий. Он показывает, что во всех мифологиях мира 
обязательно присутствуют сходные мотивы.
Юнг отмечает, что юв сновидениях, как и в продуктах 
психоза, присутствуют бесчисленные взаимосвязи, параллели 
которым можно найти только среди мифологических комбинаций 
идейю (юДуша и мифю). Это связано по мнению Юнга с тем, что в 
бессознательном любого человека, в том числе и современного, 
огромное место занимают не только и не столько личные 
бессознательные идеи, основанные на личном опыте (детских 
воспоминаниях, страхах и т.п.), а юфантазии ... внеличного 
характера, не сводимые к прошлому индивидаю. 
юЭти образы и фантазии, бесспорно, имеют свои ближайшие 
аналогии  среди мифологических типов. Поэтому мы должны 
допустить, что они соответствуют опредленным коллективным ( и 
внеличным) структурным элементам человеческой души как 
таковой и, подобно морфологическим элементам человеческого 
тела передаются по наследствую. Эти мифологические продукты 
(юмотивыю, юпервообразыю) Юнг называл архетипами. Область 
существовани архетипов в психике Юнг назвал коллективным 
бессознательным. Т.е. оно присутствует в психике каждого 
человека постольку, поскольку он принадлежит к человеческой 
цивилизации.
Юнг очень высоко оценивает значение архетипов в жизни 
человека. Он пишет: юАрхетипы всегда были и по-прежнему 
остаются живыми психическими силами, которые требуют, чтобы 
их приняли всерьез и которые странным образом утверждают 
свою силу. <...> ...мы никогда не сможем ограничить выход 
нашего архетипического основания, если не готовы поплатиться 
за  это неврозом, равно как не можем отделаться от  нашего тела и 
его органов, не совершив самоубийстваю.
С другой стороны, Юнг вовсе не рассматривает архетипы, 
как нечто ужасное, мешающее жить, трагически неустранимое. 
Необходимо только относиться к ним, не закрывать глаза на их 
существование. Огромную силу архетипов вполне можно 
научиться использовать. Мало того, юна каждой новой ступени, 
достигнутой цивилизацией в дифференциации сознания, мы 
сталкиваемся с задачей поиска интерпретации , приемлемой для 
данной ступени, с тем, чтобы связать все еще существующую в 
нас жизнь прошлого с жизнью настоящего, которая угрожает 
ускользнуть от этого. Если же такое связывание не происходит, 
возникает разновидность сознания, более не ориентированного на 
прошлое, сознания, беспомощно уступающему любому виду 
внушения и фактически восприимчивого к психическим 
эпидемиям.ю
Мифы, существующие в культуре влияют на нас, хотим мы 
этого или не хотим. Отказываясь от мифа, мы лишь становимся 
беспомощными перед ним и дружно превращаемся в невротиков.
5.  Ролевые игры являются идеальной средой для разведения 
мифов, поскольку на РИ происходит работа с образом, а от 
образа до мифа - один шаг. Моя работа по мифологии 
собственно и началась с вопроса, почему на играх происходят 
разнообразные труднообъяснимые явления. Даже  по 
первичному списку известных мне фактов было понятно, что на 
одних играх ловля глюков и подозрительные совпадения 
происходят по десять раз на дню, а по поводу ряда игр никому из 
участников не удалось вспомнить ничего, относящегося к данной 
теме.
Теперь я могу сказать, что проявления мифа (а загадочные 
случаи из жизни игровиков являются ни чем иным) тем более 
заметны, чем ближе создатели и участники игры подошли к 
одному из  архетипов. Опасность РИ состоит но мой взгляд 
именно в том, что подобная работа чаще всего проводится 
безответственно. РИ стягивают к себе людей с юмифологическимю 
складом характера, многие из них проходят по грани архетипа 
на интуиции,  некоторые даже умудряются снять с игры какой-то 
опыт мифологической работы, вполне  применимой в жизни.
НО: игры с огнем часто оканчиваются ожогами.  Люди с 
задатками мифотворцев и психотерапевтов, приезжающие на 
РИ, как правило по социальной роли - люмпены, ленивцы без 
образования и какой-либо ответственности. В результате 
множатся  дивнюки, потенциальные клиенты психолечебниц - их 
встреча с архетипом кончилась трагически, они попали во власть 
архетипа и поселились в мире, где нет ничего, кроме 
неуправляемых невротических фантазий. Мастера при этом 
пожимают плечами и удивляются, откуда это взялось столько 
уродов. Перед въездом на игровой полигон стоило бы повесить 
плакат: юМастера не несут ответственности за психическое 
здоровье игроковю, это было бы честно.
6.  В качестве примера втаскивания в РИ реального 
психического процесса, т.е. архетипа, я хотела бы привести 
разыгрывание мотива божественного младенца. У Юнга и 
Кереньи этот архетип рассматривается самым подробным 
образом, поскольку связан с одним из главнейших явлений в 
психике ю процессом индивидуализации.
Фактически индивидуализация ю это процесс развития 
человека, подключение личности к своей неповторимой 
сущности, которую Юнг называл самостью. Самость 
интегративна, она - уникальное сочетание всех сознательных и 
бессознательных качеств, характерных лишь для данного 
конкретного человека. На пути достижения самости человек 
начинает осознанно относиться к собственному существованию, 
обращая при этом собственные недостатки в достоинства. Но 
самость вовсе не предполагает гипертрофированное развитие 
сознания.  Напротив, она устанавливает баланс между 
сознательной и бессознательной частью психики, смещает центр 
психической жизни с оЯп (эго) к центру всей психической 
системы.
Юнг отмечал неоднократно, что индивидуализация 
происходит в единичных случаях. Большинство людей всю жизнь 
благополучно уклоняются от самой возможности ступить на этот 
путь. Те же, кто выходят на него, сталкиваются с огромными 
сложностями и далеко не все способны пройти до конца. Никто 
не способен легко встретиться с индивидуализацией, такое 
столкновение (особенно, если оно произошло волей 
обстоятельств, когда человек не чувствует себя готовым к 
развитию) как правило приводит к неврозу. Юнг даже говорил о 
своих друзьях: оСлава Богу, он стал невротиком!п Т.е. для тех, 
кто движется, невроз гарантирован, другой вопрос, как скоро и с 
какими потерями человек сможет из него выйти.
Практика Юнга была направлена вовсе не на снятие 
невротических симптомов, а на построение осознанного 
отношения к тому, что происходит с человеком, на понимание 
процесса индивидуализации. Юнг особенно предостерегал 
начинающих аналитиков от подмены представлений пациента 
своими собственными, от попыток опомощип на пути.

К оглавлению библиотеки
На главную страницу
Hosted by uCoz