1350 63880438 1350 63884830 Скади. Императрица Саратов Неофициальный
Скади (Л. Смеркович)

                      ИМПЕРАТРИЦА

Императрица роняет веер,
Роман рискует не получиться.
А город строят. А ветер веет...
Пора вернуться в свою столицу.

Ах, эти танцы! Бесстыдность взглядов...
Ну надо ж было так закружиться!
Ах, эта юность - промчалась рядом,
Оставив старость Императрице.

Соблазн великий уже полгода:
Уплыть по Волге и не вернуться.
Над настроеньем царит погода.
Пора когда-то и обмануться.

Придворный ставит на фаворита,
Служивый служит - он рад стараться.
А вот держава опять забыта...
Императрице давно не двадцать.

Пора подумать о неизбежном,
На полушаге остановиться...
Но губы шепчут привычно нежно:
"Подайте веер Императрице..."

                     7.01.96




<<   Оглавление   >>

К алфавитному указателю
К оглавлению библиотеки
На главную страницу
Hosted by uCoz
при это еще что-то головой делала (возможно, даже думала), но мой ли это текст целиком? Не знаю, не уверена. Поскольку если бы там были только я и мое горячее желание написать стишок на заданную тему, то не получилось бы ничего. Точнее, ничего читаемого, а бумагу словами пачкать- это сколько угодно.

Отец Ансельм на "Перекрёстке-2000". Тоже Л. Смеркович... Кроме самого момента написания есть еще один момент, растянутый во времени между стихами иногда на месяцы, но логически равный самому стихотворчеству. Чтобы что-то написать, нужно, чтобы что-то произошло. Нечто важное, что задевает настолько, что не дает спать ночами, что давит слезу, что заставляет возвращаться мысленно к произошедшему снова и снова. Если не переживать подобные события, то и писать невозможно, и жить по большому счету на мой взгляд бессмысленно. Кстати необязательно, что это какая-то боль, потеря, извините за высокий стиль, страдание. Может, и что-то хорошее на первый взгляд... Важно, что оно не отпускает, что его невозможно отбросить и забыть, пока хоть чего-то не поймешь. И из этого бесконечного прокручивания в голове, понимания, непонимания, вспоминания, забывания, восстановления заново может потом получиться текст. Может и не получиться. По молодости я писала стихи в основном для того, чтобы вырваться из такого круга безрадостных мыслей на одну и ту же тему - если смогла написать, то, значит, что-то поняла, отделила от себя, можно продолжать двигаться по прямой.

Интересно, что в процессе важного события или сразу после, пока не успел подумать, ничего не напишешь. Я пробовала несколько раз, потом бросила. Казалось бы - взрыв эмоций, переживаний, неземное счастье, щенячий восторг, или, напротив, рыдания сотрясают... Ан нет, не получится. Пока не погулял по бесконечной дорожке N раз подряд, пока не прожил то, что случилось, по-честному, не выскочишь - гуляй дальше. Если текст - это способ выйти, то сначала нужно войти, найти в себе силы и смелость влезть в довольно неприглядные закоулки событий и сознаний (особенно своего собственного), и пробираться там, сколько понадобится. И только после часа "Ч" откроется дверка текста.

Мераб Мамардашвили обсуждает бесконечное повторение одной и той же ситуации (неизбежное, если ее не отрефлексировать, не схватить мысленно), как ад. Тупое бессмысленное повторение, но уже не в мысли, раз уж ты отказался мыслить, а в жизни: бесконечные обиды на одно и то же, одинаковые отношения, одинаковые неприятности, дни, похожие одни на другой. Если принять эту точку зрения, то получается, что текст - это лазейка из ада в рай? Нет?

Л. Смеркович и С. Двирник обсуждают проблемы образования Почему-то, по непонятным мне причинам, так вышло, что куда я ни пойду, всюду сталкиваюсь с игрой. Зрение так устроено: проще всего видеть все, что угодно, как игру. Или отсутствие игры. На уроках я играю со знаниями, сидя на жестком стуле администратора - с людьми, на ролевых играх - кто бы знал, с чем мы там играем? но играем же... Устоявшийся термин в узких кругах - игручая с-с...собака, скажем. Вот это я и есть.

Скади на вечеринке у Президента Стихи - пожалуй, самая сложная из игр. Поскольку то, с чем играешь, прямо, непосредственно не дано - слово, образ, символ. Перевод с невербального языка переживания на другой, понятный не только тебе самому. Ловля читателя в сетку понятных ему смыслов, чтобы сказать нечто непонятное, над чем стоит думать или хотя бы размышлять. Наконец, игра с самим собой, балансирование на грани собственного вранья и правды - не согрешишь, не покаешься. Когда поёшь, намного легче - там игра со слушателем, с аудиторией. Это мы уже на уроках и играх проходили...

Один мой друг и коллега сказал мне как-то после совершенно сумашедшей игры, когда я мучалась вечными вопросами (наподобие: "И зачем это все? Игры, образование... Жить? Работать?.. А смысл?.."): "Ты делаешь игры, играешь в них, преподаешь только с одной целью - чтобы потом писать. Все остальное тебе неважно, это только повод, чтобы писать." Я была резко против. Сейчас понемногу начинаю соглашаться. Хотя бы потому, что от всего яркого и важного, из всего, что делаешь, вкладывая себя, остаются только тексты. Все остальное исчезает в памяти и беспамятстве.

Октябрь 2000. Казань. На главную страницу

[КСП "Перекрёсток"]
Hosted by uCoz