Magister Ludi Архив ML - Квант-96

Квант-96

Предисловие пять лет спустя

Наткнувшись в архиве на этот текст, я перечитала его не с ностальгической грустью, а с все более крепнущим убеждением, что его необходимо публиковать. Именно сейчас, когда делание игр переживает очередной кризис, как и тогда, пять лет назад. Может быть, есть работающие мастерские группы, в которых все хорошо и гладко, в том числе и сейчас, но после Мастер-Зиланта я оцениваю происходящее в сообществе именно, как кризис. Не буду вдаваться в подробности, почему именно я так считаю, сошлюсь, пока не получается более жестко и логично, на личные ощущения.

Пять лет назад в Казани та группа, к которой я принадлежала, столкнулась с отсутствием осмысленности проведения игр. Делать что-либо новое, принципиально отличное от наработанного, не получалось. Делать, как раньше, по накатанной технологии, было скучно и противно. В тусовке кипели дрязги и склоки, особенно обострившиеся из-за отсутствия работ и идей. Слаженные группы распадались, новые не складывались. Сейчас я понимаю, что это не трагедия, а ситуация. Но тогда положение представлялось воистину кошмарным. Особенно мне – человеку, никем по-серьезному не работавшему, кроме как мастером ролевых игр (не в смысле зарабатывания денег, а в смысле вкладывания душевных и прочих сил и интеллектуального напряжения).

Кошмар длился около года, но потом забрезжила неожиданная перспектива. Мы с Татьяной Борщевской (ныне – ой) познакомились со странными людьми, называвшими себя игротехниками. То есть, знакомы мы были и раньше, просто так получилось, что общаться на важные темы и попадать в одни и те же проекты мы стали именно тогда. Господа методологи, как мы их называли, говорили вещи престранные, вели себя прескверно (по нашим тогдашним меркам), но тем не менее живо нас интересовали. И сотрудничать с ними представлялось довольно опасным (шибко умные, небось надуют), но довольно занятным делом. Повторюсь: был у нас кризис и хватались мы тогда за соломинку.

И вот после серии малоприятных, но очень содержательных разговоров по поводу игр, мы решили таки рискнуть и посмотреть, что же они, окоянцы, делают, когда не болтают. Они тогда собирались вывозить в “Квант” (это такое культовое место – детский физматлагерь КГУ) лабораторию софистики. Я очень надеялась, что нас туда пригласят хотя бы на посмотреть, но приглашения не дождалась и жутко надулась. А потом вдруг приехал из “Кванта” один мой хороший друг и чуть ли не насильно меня туда поволок, говоря, что меня там не ощутимо не хватает. Выяснилось недоразумение (то ли постеснялись позвать, то ли думали, что мы туда по любому сами приедем – не помню уже, да и не важно), все само собой наладилось, и по результатам этой поездки я написала длинный текст, который излагается ниже.

Прежде чем переходить собственно к самому “мемуару”, как я его тогда обозвала, сделаю еще несколько предварительных пояснений. Этот текст – записки мастера ролевой игры, попавшего в нехорошую компанию методологов, и с этого момента начавшего новый, очень яркий и длящийся по сей день этап своей мастерской практики. Поскольку меня сейчас тоже иногда именуют “клятым методологом”, я считаю важным рассказать (да еще своим тогдашним языком), почему так получилось, почему я приняла такое решение и почему, наконец, я уверена в том, что фронтир развития ролевой игры неминуемо пересекается с практикой оргдеятельностных игр, философией и методологией. Кроме того, это еще и попытка показать тем мастерам, что опасаются методологического подхода, некоторую несостоятельность их опасений. Я их очень хорошо понимаю (и опасения, и мастеров), но хочу сказать, что я через это проходила и жива до сих пор.

И, наконец, технические замечания. Я намеренно заменила при набивке все имена в тексте инициалами, просто потому, что ряд нелицеприятных замечаний касается только тех, кому они адресованы, а никак не широкой аудитории. Если этот текст прочитает кто-нибудь из бывших тогда в лаборатории софистики, не сердитесь, господа, я на свою беду ядовита на язык – дальше некуда. Но это не со зла, а в силу убеждений и имиджа.

Во избежание путаницы: ПЛ, АИ – г-да методологи; ЮЛ, ИГ, КК – преподаватели “Кванта”, остальные упомянутые в тексте персоны – молодые коллеги, школьники 9-10 класса, обучавшиеся (или работавшие?) в лаборатори софистики.

Курсивом выделены рефлексивные замечания, рождавшиеся при написании мемуара, жирным курсивом – комментарии, возникавшие по ходу набивки текста.


Мемуар о “Кванте”

Петр! Простите великодушно,
но слова “рефлексия” не
переношу совсем, и не
только из-за Максудова.

Эпиграфы:

Заплясал Глухарев с поэтессой
Тамарой Полумесяц, заплясал
Квант, заплясал Жукопов-романист
с какой-то киноактрисой в
желтом платье.

(откуда?)

– Перехитрил нас Джон
Сильвер! Он замечательный
человек!
– Он был бы еще замечательнее,
если бы болтался на рее…

(“Остров сокровищ”, м/ф)

1. Приезд

Только прилетели, сразу сели,
Фишки все расставлены стоят…

В.С. Высоцкий

Ехала я в “Квант” и сама себе удвлялась: а с фига ж я туда еду? С одной стороны, меня учили, что если чего-то хочешь, то не надо себя сдерживать (а мне очень хотелось в “Квант”); с другой стороны – ничего хорошего мне там не предвещалось. Я не знаю, что такое софистика; я презираю диспуты; когда я слышу слово “методология”, я хватаюсь за пистолет. С третьей стороны, мне выкрутил руки ЮЛ: “Там так классно! Провели три игры – одну из них я, одну – дети, сами!..” Пардон, если ЮЛ проводил игру и до сих пор жив, то я чего-то не понимаю (т.е. если уровень ЮЛ-игротехника там считается нормой, то зачем я туда еду?). Опять же, дети провели игру – это как? А кто пустил, кто позволил? Я помню, как юркины детишки сделали “Викингов”… Вопросов много. Ответы – на месте. Все по порядку.

Приехали. Пршли купаться. По дороге зашли в лабораторию софистики узнать, скоро ли кончится занятие. Застряли. Там творилось нечто. Как мне показалось в тот момент, проводилось отвратительное с дидактической точки зрения учебное занятие. Детям задавали вопросы, сложные и неинтересные, дети не могли (естественно!) на них ответить. Дети тормозили, преподаватели стеблись. Больше, кажется, ничего не происходило. Я до сих пор не понимаю, почему мне было там интересно.

Запомнилось:
1) КК веселится и задирает детей. Дети долго терпят, потом не выдерживают, звучит слово “нотация” (МС). В это слово вцепляется, аки пиявка ПЛ. Большая часть детей со скрипом соглашается, что на них в понедельник наехал КК. ПЛ грозно спрашивает: “А почему его не послали? Вы игротехники или кто?” Начинается ругань, в процессе которой становится ясно, что дети – тряпки (а чего, собственно, от них ожидали?), КК – старая злобная ж…, в чем он сам не желает сознаваться, а работа лаборатории на три дня зависла из-за козлизма как детей, так и КК. Ну и нравы тут, подумалось мне.

2) МС решила читать Платона, вместо того, чтобы решать чуждые ей проблемы. Неконтролируемая ассоциация: “Анархист сбежал с малой группы. Максимум, на что хватило его храбрости, это сознаться в том, что он испугался.”

(Позднее примечание: я тогда ошиблась с точностью до наоборот. По МС игра действительно проехалась и убила насмерть. Но к чести МС, она не только вернулась потом в нашу теплую компанию, предварительно почитав Платона и других книжек, но и работала два года на убой во всех проектах, как игровых, так и чисто образовательных. Железного характера девица и запредельной честности. Сейчас, насколько я знаю, работает педагогом. С нами не встречается. Я надеюсь, что у нее все хорошо.)

3) По ОБ проехались танком. Она встала, отряхнулась и больше в работе лаборатории не участвовала. Это мне не понравилось. ОБ по моему глубокому убеждению создает уют. Если в лаборатории не нужен уют, то я их не понимаю. (Вопрос на обсуждение: кому и чем мешала ОБ?)

4) ПЛ вовремя разогнал детей думать – пока еще не все успели сдохнуть. Я бы на их месте туда больше не пришла, мне грубиянов не надо, я сама грубиянка.

5) ЮЛ уснул.

Из вышеперичсленных наблюдений я сделала следующие выводы: 1) надо разобраться, что за нафиг они тут называют игрой, и 2) детей, кажется, не совсем безуспешно учат брать на себя ответственность.

Вспоминался Максудов. Задолбавшее слово “рефлексия” использовалось, как междометие. Из недр подсознания всплыла каритнка из Altera Pars: Максудов гонит про конфликт. Конфликт, мол, это хорошо, это здорово, а если мы тут друг друга возлюбим, то говорить тут будет не о чем и делать нечего.

Дети мне понравились. Они старались не быть детьми, они порой выделывались не меньше ПЛ. Кстати, что интересно, не наблюдала я вундеркиндов среди этих детей, обычные были дети. Тупые. Косноязычные. Тормозные. Но желающие странного. И бред, который они несли, мы терпеливо слушали. Зачем?

2. Сиеста № 1

Идет маленькая девочка по лесу:
“Ой, грибочки! Ой, цветочки!
Ой, б…, лягуха…

(анекдот)

Сидели мы у костерка с ПЛ и ЮЛ и обсуждали создавшуюся ситуацию. Дети лажанулись, в чем им помог добрый дядя КК. Надумают ли дети чего-то к вечеру, непонятно. Если надумают, то там посмотрим. Если не надумают, то надо их пинать. Ненавижу ПЛ: ему предлагаешь вариант, а он отвечает – а я еще не понял, для чего это надо, а посему откуда мне знать, пойдет это или не пойдет. Меня постепенно просвещали, что у них творилось. Я поняла окончательно только то, что обоим моим собеседникам на прошлой игре отрубили головы (иногда было похоже, честное слово!), а они не успели сказать “мяу!”.

Договорились мы до того, что детей надо учить кооперироваться. Возрадовались, начали творить. И тут… В общем, не лягуха, а ИГ. Пришли они с АИ и разговор поломали. Туда ему и дорога. Пошел другой разговор. Интересный! Почти как “Краткий курс истории КПСС”. About отчет. АИ молчал. ЮЛ скучал. ПЛ наезжал на ИГ. Убить хотелось обоих (в смысле, последних). Мое личное субъективное впечатление: ИГ хотел отчет (здесь и сейчас), а ПЛ от этого отлынивал и в форме грязного наезда переводил разговор на перспективы. В какой-то момент они перестали ругаться об отчете и начали ругаться об обучающих (образовательных?) играх. Доругались до того, что ПЛ чего-то осознал. Он мне потом говорил, да я забыла.

(Вопрос: сильно ли отличалось то, что мы наваяли дети на заказ, от того, что представлялось в горячечном бреду там, на бережку?
Примечание: Борщевской не забыть похвастаться отчетным докладом ВК, она оценит.)

Запомнилось: в “Кванте” учить никого ничему не надо, надо играть. Ох уж мне эти революционеры! Шмакова на них нет. Он бы их построил рядами and колоннами, направил бы в нужную сторону и демократичевки погнал бы к прогрессу.

А дети вечером пришли…

3. Юные трудоголики

Вместо того, чтоб гнить в глуши,
Дыры латать, считать гроши,
Стоит хотя бы шутки ради
Что-нибудь сделать от души.

М. Щербаков

Эти маньяки собрались в 20.00. Почти все парни. Барышни рассосались. (Примечание: сдается мне, что мы с Татьяной моральные уродки, позор прекрасной половины человечества. Интересно, что чаще бывает: женщина-космонавт или женщина-игротехник? Или у меня мания величия?)

Детей спрашивает АИ: “Что будем делать дальше?” Дети гонят пургу больше часа. Слушать их невозможно, бо говорить они не умеют. Они кидаются пометом и банановыми шкурками (Т. и АФ). (Вопрос на засыпку: а как уродов научить говорить? Магнитофоны, чать у всех дома есть…)

То, что Ф. – прекраснодушный идиот, понимаю даже я. ВК молчит в сторонке (ох, не хотела бы я встретиться с этим юношей на узкой дорожке, даже если у него в руках нет пистолета!), думает.

В общем, все дети, как один, хотят развиваться. Самосовершенствоваться, значить. Дети честно, прозрачно намекают: ну уж подскажите нам, что нам надо сказать, мы же хорошие – к разумному-доброму-вечному стремимся… ну подскажите, а?.. Все преподы, как на подбор, тупицы – не поняли. Сидят и слушают. Только Т. с Ф. иногда затыкают, когда те совсем из фокуса выскакивают. И тут ВК врубается с тыла – научили на свою голову. Пересказывать не буду, такое не забывается. (Позднее примечание: по прошествии пяти лет забылось. Как не пытаюсь, не могу вспомнить, что же он такое сделал.)

(Вопрос ВК: на черта он взял тайм-аут на 10 минут? Что такое мы ему сказали, что надо было срочно обдумать?)

Закончилось собрание массовым подъемом и энтузиазизмом: мы будем изучать игротехнику! ПЛ нас нас научит!

Он научит…

Мне запало в душу следующее:

    1. Игра – это, значит, диспут такой. Кто-то что-то обсуждает в максимально хамской форме, и в результате возникает мысль. Или не одна. Плавали, знаем. У нас Борщевской в свое время такие игры раз в неделю случались. На две персоны. Я тогда, помнится, обозвала это “игрой в бисер”, скромно так.
    2. Игротехник – это, значит, мужик, который озадачивает игроков проблемой, а потом пинает диспут в нужное русло. Пусть мне попробуют доказать, что сие – наука, а не искусство… На этом вечернем занятии, на мой взгляд, довольно изящно прошлись по грани между базарами не по делу и отъездом крыш.
    3. ВК! Страшно мне за ребенка – у мальчика прирожденная способность бить в спину. Ох, нарвется!..

(Позднее примечание: что касается ВК, то уже четыре года я не представляю, где он и чем занимается. После следующего “Кванта” он закончил лицей и исчез. Несколько раз мы его находили и звали на игры. Он не приходил. Мне сначала было странно, но потом я успокоилась – человек получил образование и занялся новым делом. Вовсе не обязательно оставаться в самом образовани, его для того и получают, чтобы работать в других областях. Но мне все равно до сих пор жалко – классный был игротехник.)

И до занятия и после ПЛ изводил АИ и меня распросами, что натворил, говоря с ИГ. Я вопроса не понимала, АИ отвечал непонятно (запретить методологический жаргон!). Мне сдается, что ПЛ открыл новый тип обучающей игрушки. У меня есть подозрение, что эта фигня работать будет. Почему не берусь объяснить, может, позже попробую.

4. Заказ

Плохо, когда день
начинается
с дона Тамэо…

А. и Б. Стругацкие

День начался с лекции ПЛ. Лекция была хорошая. Выслушав ее, я ощутила резкую потребность заняться перводом с шиловского языка на человеческий. Что уяснили дети, мне было страшно представить. Впрочем, я зря сужу их по себе – ВК уже не человек, а 0,5 ПЛ, КО ненамного лучше.

Очевидные достоинства лекции:

    1. В процессе слушания возникает полная илюзия, что ты осознал навеки правду жизни и теперь будешь делать игры левой задней.
    2. Четко сформулировано отличие сценария и сюжета – это есть правильно и здраво. Мне стыдно, что я сама до этого не додумалась.
    3. На лекции началсь игра, насколько я понимаю, без ведома лектора.

(Позднее примечание: какая я была наивная, полагая, что из всех присутствующих только я могу отследить начавшуюся игру! Если бы сейчас я послушала эту, с позволения сказать, лекцию, я бы сказала: “Хорошая установка…” А то, что можно заявлять свое сообщение, как лекцию, а на самом деле запускать игру, я додумалась много позже. Просто тогда я делала игры отдельно, а занятия вела отдельно, и светлая мысль играть на уроке мне в голову еще не приходила.)

О недостатках говорить скучно, но отмечу в скобках, что меня поразила скудность примеров и активное нежелание ПЛ ссылаться на ту сифную игру, которую дети завалили.

(Вопрос к ПЛ: на мой прямой вопрос о том, сколько было позиций на детской игре, мне было отвечено, что об этом позже. Случайно ли это спустили на тормозах и ничего не сказали ни раньше, ни позже? Если не случайно, то зачем? Чтобы дети сами думали? Ха-ха.)

Что касается игры в заказ, то она началась и развернулась крайне неожиданно, но хуже от этого не стала. Я уважаю умение делать из любого г… конфетку.

Врспитуемые очень азартно ринулись играть в игротехников по найму, а заботливо-мудрый АИ в роли консультанта и хитро-злобный ПЛ-заказчик создавали неплохой антураж. Но сначала надо договорить о лекции, а потом браться за игру.

Итак, лекция еще раз высветила, кто есть кто. Понятно, что самые путевые вопросы задавали ВК, АФ и КО. Т. там не помню – он то ли утух, то ли просто не пришел, Ф. украшал жизнь всем, кроме ПЛ. ЮЛ спал. Чем занималась вся остальная лаборатория, мне загадочно. Конспектов почти никто не вел.

Повторюсь: ПЛ очень хотелось убить за способ подачи материала. Одна попытка объяснить схему на пальцах, без доски чего стоила…

А потом дети, загруженные по уши, пошли ваять. Время от времени они приходили и спрашивали чего-нибудь. Наиболее запомнился визит ВК. Он удосужился поинтересоваться целями заказчика. Я подозреваю, что он натолкнулся на сию проблему в процессе чтения лекции девчонкам и никаких интриганских задач перед собой не ставил. (ВК подписался повторить утреннюю лекцию ПЛ для прекрасной половины лаборатории на бис, и даже это с относительным блеском проделал. У девочек были важные и неотложные дела поутру, но лекция их очень интересовала; ВК, подозреваю, интересовал еще больше.) Резонно, что в зависимости от целей заказчика ход проектирования игры может меняться. Даже скорей всего ВК спрашивал не о глобальных целях (так ему их и сказали!), а о задачах заказчика. Например, игра по математике необходима для того, чтобы самые слабые хоть что-нибудь поняли или чтобы самые сильные еще больше окрутели?

(Кстати, что я пытаюсь угадать мысли ВК? Легче его самого спросить: В., вы уточняли техническое задание для удобства работы ил решили сделать ПЛ красивую подачу в мета-игре?)

Так или иначе ПЛ подачу поймал и радостно поставил игрушку раком. Начались разговоры о классификации заказчиков и способах борьбы с ними, причем не только и не столько с детьми, сколько для себя, любимых. Что, кстати, мне понравилось, так это та откровенность, с которой детям давали понять, что для них тут никто ничего специально не делает и делать не собирается. А мы, как дураки, вечно стесняемся, лицемерим: игра для игроков, все для них, паразитов…

И еще, кстати, детям ведь так и не сказали, что по схеме ПЛ невозможно спроектировать игру. (Зачем?)

Пока дети трудились, мы чесали языками. И по делу, конечно, тоже, но это больше АИ с ПЛ. Запомнились слова: самоопределение, целеполагание, блочная схема (или блочно-какая-то?). Спрашивать, что это такое, мне показалось опасным – отвечать ведь начнут.

5. А в это же время…
(или сиеста № 2)

И, понятный божеству лишь,
Весь горишь и тожествуешь,
Но в Крыму ли, на Суматре,
Все опять-таки в театре
И опять-таки в плохом.

М. Щербаков.

После доблестного труда и сытного обеда хорошо травить байки. Многим известно, что самая мой коронная байка об игрушках – это встреча Коли с Сауроном на Архедайне. За что я так люблю эту байку, сама сказать не могу, но, но не помню, чтобы на нее не было восторженной реакции. Но уже чего не ожидала, так это того, что г-да методологи навострят уши и начнут выспрашивать подробности, а потом будут это долго обсуждать.

Всплыла проблема по имени “сценирование”. Я, нглупая, поняла это слово так, что это – процесс введения игрока в роль послредством мастерского трюка (ритуала, обряда и т.п.). Да, проблема есть. Да, моджно попробовать ее решить, даже интересно. Я даже понимаю, нафига это нам – мы сцену любим и ценим, а хорошая театралка для нас деликатес. А вот зачем сценирование в ОДИ? Или даже в их гибриде с ролевушками? У них там, насколько я поняла, и так хорошо крыши едут, без всяких там ритуалов…

Ну да ладно, вопрос “зачем?”, обычно ломает всем кайф, так что мы даже задавать его не будем. А пока есть маза: сделать игру, дабы научиться использовать ритуалы. Книжки почитать. (Какие?!) Сделать часть приколов до игры, а в процессе развить идобавить. Вариант – “За миллиард лет до конца света”. Собрать людей и гнобить их мастерскими театралками. А зачем же мы, падон, готовим мастескую “Войти в образ”? “Да и мир, скорей, подмостки, чем, увы, библиотека, и плевать, какого века есть метафора сия…”

Кроме шуток, это то, над чем надо думать. И еще хорошо бы просмотреть видеозаписи, повспоминать, записать и составить библиотеку театралок, какие уже есть. А можно еще и попробоватьвспомнить, к чему они привели…

Идея богатая, жалко если пролетит – тут такого можно наделать…

(Позднее примечание: пролетело. Не сказать, что очень жалко, поскольку “библиотека театралок” – что-то очень загадочное, не знаю даже, что я тогда имела в виду. Но то, что про сценирование и театральные эффекты забывается постоянно до сих пор, это факт. Сейчас, делая игру с кучей магии, я вспомнила, что бывают обряды и театралки, только перечитывая этот текст.)

6. Первый выпуск КГШИ

Мы докладываем тете
О проделанной работе.

(что-то из пионерского детства)

Ах, так? Предали, значит,
старика-учителя? Всех утоплю.

Д. Нежданов.

Следующий день начался с представления проектов. Сразу общее впечатление:

    1. Дети, уроды, все делали в одиночку. Я уж молчу о группе, но хоть на парочки-то могли бы разползтись? Когда поймут, что вмногером просто удобнее делать игру?
    2. Дети боялись. Я бы на их месте тоже боялась.Они что-то сделали, но не были уверены – а что получилось? Проект? Игра? Фигня?

Самым смелым оказался КО. Он зачитал проект (весьма примитивный, но спорный) и… свез ПЛ крышу. Пока ПЛ бегал по ангару и курил, всем своим видом напоминая Феанора после трепки, КО поедали АИ, КК и даже дети. Последние быстро поняли, что ломать – не строить, и что они по натуре не Пушкин, они по натуре – Белинский. Как я поняла, одно из ценных качеств игротехника – способность в любом бреду игроков найти подтверждение собственным мыслям и заставить окружающих поверить, что докладчик имел в виду не то, что он имел в виду, а то, что говорит игротехник.

Далее. КО съели. ПЛ мучительным пинком загнал крышу на место. К доске вызвали ВК. (А как еще назвать? Домашнее задание было? Было. Отвечать никто не хочет? Никто. Счаз по списку вызывать будем. Демократы… Коллеги…)

Я ожидала, честно говоря, большего. КО сделал игрушку простенькую, но говорить там было о чем. А на ВК то ли у отцов-организаторов сил не хватило, то ли он сам лажу спорол, непонятно. Даже в том варианте, до которого АИ с ПЛ его игрушку на полседнем издыхании допинали, она получилась какая-то… дохленькая, что ли? Чего-то в ней не хватало, на мой взгляд. КО – практик, он оттолкнулся от реальной ситуации и имя дал лаборатории софистики: “колонизация”. А у ВК имен нет – одни названия. Какие, к чертовой бабушке, анархисты-монархисты? Не верю. И еще – ВК явно мало надавали по шее. Его морда просит кирпича, и она его получит. Я мысленно пыталась найти место, где ВК можно использовать в мирных целях. Так и не нашла.

После перерыва кооперации не стало. Наступила математика. Про Ф. говорить не будем. Совсем. А вот АФ, определенно, заслуживает внимания. Исходя из его выступлений и особенно последнего проекта, могу сказать, что думает он, похоже, не головой, но эта… мнэ-э… не голова многое чует. За что ему дали стажера – не понимаю. Из него будет, по-моему, игротехник вроде ЮЛ. Пусть будет.

(Позднее примечание: опять ошибочка вышла. Никакого не получилось. АФ исчез буквально через три месяца после описываемых событий. Он заканчивал лицей, участвовал в нескольких играх, но никогда на моей памяти не мастерил. В работах каких бы то ни было я его в упор не помню. По окончании лицея пропал бесследно. Недавно я со скрипом вспомнила его фамилию и имя. А какая была звезда лаборатории…)

А потом слово взял АИ. Я уже года два не видела игрушек, в которые мне хотелось бы играть. Но меня пробило. Вот вам высший пилотаж, вот лежащее на поверхности, вот очевидное решение. Я понимаю, что АИ и ВК в разных весовых категориях, но… А все гадкий КО – свез крышу г-дам преподавателям, АИ из чувства противоречия кинулся работать. Доказывать: “Мы не колонизаторы! Нет! Мы с миром пришли! Мы культурные, цивилизованные люди!..” Как было бы классно поставить на уши “Квант”… Ан нет, поздно, слишком поздно. Придется подождать.

(Позднее примечание: обе мои мечты – поиграть в игрушку АИ и поставить на уши “Квант” сбылись в среднем год спустя. Правда, в разных местах и небольшим разборосом по времени. Игрушка получилась так себе (“Форакс-2”), а вот “Квант” на ушах постоял знатно. И мы вместе с ним. До сих пор как вспомню, оторопь берет. Тоже что ли мемуар написать?)

Вот и вся, собственно, софистика. (До сих пор не знаю, что это такое.) Дети разошлись в приподнятом настроении, ВК и АФ, получившие гордое звание стажера и привилегию не спать по ночам, заслуженно задрали носы, КО маялся сомнениями: облажали его или похвалили? А нам остались съехавшие крыши и вагоны информации.

(Позднее примечание: КО – единственный, кто до сих пор заходит и интересуется, как дела, какие идут игры, что на семинаре, что планируется. Даже не исключает возможности, что поучаствует в чем-нибудь, если будет время. Тогда, после закрытия лаборатории, он подошел к ПЛ с прямым вопросом – а я-то все-таки как сработал? ПЛ проворчал: “Да что с тобой говорить? Ты уже готовый игротехник, только куда тебя девать, непонятно. Миле что ли подарить?” КО работал во многих проектах и во время своей учебы в лицее (тогда он перешел в 10-й класс), и после. Может быть, еще встретимся.)

7. Несколько сумбурных выводов

Крыша едет – остановка, вылезай.
Василечки, василечки, синий цвет…
Где же, где же твои синие глаза?
И табличка на газоне: “Бога нет.”

(?)

У меня есть подозрение, что на идеях “Кванта” можно жить безбедно целый год. Сценирование, ритуалы – раз. Разбиение проекта на один ключевой и кучу мелких с разделением труда – два. Игра АИ – три. Новый принцип матбоя – четыре. Детектив – пять. Вроде, все. И надо всем этим гордо реет лозунг из отчетного доклада ВК:

“Игры на любой заказ, по любой тематике.”

Я, кажется, поверила, что об играх нельзя говорить человеческим языком – терминология отсутствует. “И говорил с ними притчами…” Не от хорошей жизни. Я нахально заявляю, что объяснить-то можно – но всем по-разному, так что, может быть, дешевле изучить ублюдочный язык методологии. Говорю лично за себя – я разбираться буду. Ибо в ролевушках, как они сейчас есть, делать больше нечего. И впервые я перестала маяться сомнениями: а игры, они вообще-то нужны? Да, нужны. Интересно, когда я изменю эту точку зрения?..

(Позднее примечание: сейчас я уже не строю иллюзий на этот счет – горбатого могила исправит. Вот только перечитывая мемуар вместе с поздними примечаниями, не могу отогнать одну мысль, которая иначе, чем в истерично-лиричной форме не высказывается. До сих пор, хотя прошло уже пять лет, нет никакой профессиональной и тем паче социальной перспективы для мастера ролевой игры. Все, кто учились тогда в лицее и в “Кванте”, разлетелись кто куда. Будет ли кому продолжать ту линию игрового образования, которую начали мы с г-дами методологами летом 96-го года, лет через н-цать? Или, грубо говоря, когда нас с Петром уже не будет?)

Больше говорить, пожалуй, нечего – остальное состоит из эмоций, либо пока не вербализуется, либо касается моих шкурных интересов.

Перехитрил меня “Квант”. Это замечательный лагерь.

Людмила Смеркович
4-8.07.96.


Скади и К°