Magister Ludi
Сборник текстов и материалов
по ролевым играм и игротехнике
Казань, 2001

Уважаемые коллеги!

Этот номер ML посвящен новому разделу: Классика. В Зилантконовском сборнике упоминалось об отсутствии места для более или менее признанных работ по игротехнике и игропрактике, которые никак нельзя назвать "попытками теории". И мы решили восполнить этот пробел.

Открывает этот новый раздел, восполняющий пробел, короткий курс лекций Г.П. Щедровицкого "Начала системно-структурного исследования взаимоотношений людей в малых группах":

"Изложение второй части этого курса будет строиться в связи с материалами одного конкретного социолого-педагогического исследования, проведенного на материале детских групп. Хотя темой обсуждения по-прежнему будут средства, приемы и процедуры научного исследования такого типа, общие положения относительно них будут иллюстрироваться данными из этого конкретного единичного исследования. Это значит, что методологические понятия, касающиеся научных исследований, будут излагаться не в их имманентной теоретической системе, а во многих случаях по логике развертывания частного исследования.
Исследование, материалами которого я буду иллюстрировать свои рассуждения, было проведено Р.Г. Надежиной, аспиранткой Института дошкольного воспитания АПН РСФСР, в 1 962. 965 гг.
В ходе нашего движения нам все время придется пользоваться приемом, подробно описанным мною в первой части курса: мы постоянно будем переходить с позиции "наблюдателя", для которого объектом изучения являются сам исследователь и то, с чем он имеет дело, а также его собственные процедуры работы, на так называемую "позицию", когда "наблюдатель" начинает глядеть на все глазами самого исследователя, а это значит, уже не может видеть самого исследователя и видит лишь те объекты, с которыми имеет дело исследователь".

К сожалению, в нашем распоряжении оказалась только вторая часть курса.

Вероятно, требуется некоторое пояснение, какое отношение к "нам мастерам" имеют эти самые "социолого-, методолого-педагогические" изыски. Как сможем, попробуем пояснить: в данной работе осуществлена попытка построения представления о взаимоотношениях людей как объекте практического воздействия. Игротехник - не психолог, он, строго говоря, не может работать с одним человеком, для игротехника всегда требуется столкновение людей. Собственно, без столкновения нет игры. Столкновение, с нашей точки зрения, является типом взаимоотношений людей. (Здесь можно спорить, ибо в "спорах рождается истина, будь она проклята", как сказали классики) То есть, этот курс лекций представляется нам основательной и культуросообразной попыткой задать, описать объект нашей (в смысле, игротехнической) работы.

Необходимо, наверное, еще одно пояснение: с этим текстом имеет смысл основательно знакомиться только в том случае, если Вы ставите задачу обучения игротехнике. "Сложившийся" мастер многие вещи понимает на чистой интуиции. Любая теория в практической области, не в науке, требуется, на самом деле, только для обучения.

Ждем ответов, возражений, нареканий, пожеланий и т. п.
Редколлегия ML.


Классика


Редакционная коллегия:

Наиля Гатауллина
Дмитрий Забиров
Людмила Смеркович
Петр Шилов

Наш адрес: MagisterLudi@sch-centr.ksu.ras.ru

Наши телефоны: (8432) 75-33-72, (8432) 38-15-12, (8432) 38-32-41

Скади и К°
Hosted by uCoz